О второй подготовительной неделе перед Великим постом, о духовной сути притчи о блудном сыне и о подлинном покаянии рассказал в традиционной рубрике «Великопостные беседы» иерей Даниил Рябинин, руководитель молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.
— Вторая подготовительная неделя перед началом Великого поста называется «неделя о блудном сыне» — в связи с Евангельской притчей, которая читается за Божественной литургией в этот день.
И если рассказом о мытаре и фарисее Церковь поучает нас истинному пониманию молитвы, то в притче о блудном сыне для нас раскрывается в полной мере суть того, что мы называем покаянием. Не случайно, что именно с этой подготовительной недели за воскресным Всенощным бдением начинает исполняться песнопение «На реках Вавилонских» — 136 псалом, повествующий о еврейском народе, находящемся в вавилонском пленении. Начало этого псалма пронизано скорбным плачем о потерянной родине. Эта же мысль прослеживается в богослужебных песнопениях недели вспоминания Адамого изгнания из Рая. Те же мотивы мы видим в притче о блудном сыне, когда оказавшись в «стране далече» — то есть на чужбине, потеряв все, младший сын вспоминает благоденствие отцовского дома.
Конечно же, эта притча есть прекрасный образ человеческого странствования в поисках счастья. Ведь так часто нам кажется, что оно, счастье, где-то не с нами, а там, где нас нет. Мы устремляемся на чужбину в поисках удовлетворения. И к сожалению, подобный поиск приводит лишь к потерям и разочарованию. Только поняв то, что жизнь с Богом делает нас по-настоящему счастливыми, преодолевая свои ошибки, мы можем начать возврат к подлинной и полноценной жизни.
К сожалению, пережив изгнания, лишения, человеку становится возможным осознать то, что он потерял. Однако эта потеря не является безысходной. Любящий Бог – наш Отец готов принять каждого из нас, Сам отправляясь к нам на встречу. Возможно, эту притчу следовало бы назвать притчей о любящем отце. В этом для нас раскрывается еще одна сторона покаяния, которая заключается в том, что Бог прощает человека Своей всеобъемлющей любовью. Для этого требуется наше возвращение в «дом отчий». Для отца в этой притче нет необходимости слышать какие-то слова оправдания от своего нерадивого сына, он все прекрасно понимает и видит, чувствует сердцем и его сердце открыто. Так и в нашей жизни, Господь хочет видеть наше сердце открытым, видеть наше обращение не в многословии о совершенных скверных грехах, а в подлинном покаянии, то есть изменении всей своей жизни. И это изменение, как мы знаем, делает нашу жизнь качественно лучше, ведь с Богом мы обретаем полноту счастья. «Встану и пойду» — вот те простые и крайне сложные слова, с которых начинается путь покаяния блудного сына. И именно от этих слов зависит все. Встань и иди! Начни свой путь покаяния, вернись в Божье русло, и свет Божественной любви наполнит твое сердце. Именно с таким настроем мы начинаем вступать в дни Великого поста.
Пусть предстоящее время станет для нас временем духовного утешения, в тишине молитвы, поста и послушания.
Смотрите также:
ВИДЕО: «Воскресное Евангелие»: толкование притчи о блудном сыне