По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

15 февраля 2021

«Биение молодых сердец в церквях говорит о прекрасном будущем»: наставление в праздник Сретения Господня

Об истории праздника Сретения Господня, о его духовной сути и о том, чем он близок душам и умам молодежи, рассказал иерей Даниил Рябинин, руководитель молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.

— Вот и минули, дорогие братья и сестры, сорок дней со дня Рождества Христова. И Православная Церковь празднует этот день, вспоминая евангельское событие принесения Иосифом и Марией Младенца Христа в Иерусалимский храм.

Собственно, это был традиционный духовный обычай – приносить в благодарность Богу за новорожденного в этот день жертву, испрашивая у Господа благословения на дальнейшую жизнь и свидетельствуя о собственной памяти, Кто является подателем жизни и благ.

И как все в земной жизни Иисуса Христа, и это событие было крайне необычным. Как люди небогатые, Иосиф и Мария несли в жертву за своего первенца всего лишь двух голубиных птенцов. И, казалось бы, такая малая жертва от людей скромных вряд ли может привлечь внимание к себе. Но «не сильное мира избрал Бог». И на встречу родителям Младенца выходит сам священник Иерусалимского храма по имени Симеон, который после этих событий стал зваться Богоприимцем, так как встречал и держал на руках Самого Бога Воплощенного. Симеон был избран на чреду после убийства священника Захарии, отца Иоанна Крестителя. То есть, буквально, был приемником одного из великих отцов, с которых начинается Евангельское повествование.

А еще он был очень стар. Но своей старостью он был обязан удивительным обстоятельствам. Бог продлил его жизнь почти на три столетия, чтобы успокоить совесть этого искреннего человека и явить Свое чудо. Симеон Богоприимец был одним из 70 толковников, специалистов-лингвистов, которые сделали перевод Священного Писания на греческий язык по распоряжению Птолемея II Филадельфа, египетского царя, сына одного из главных сподвижников великого Александра Македонского. Симеон, переводя текст из книги пророка Исайи:  «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14), посчитал, что уместнее указать «Жена». Но Господь чудесным образом вразумил Симеона оставить «Деву», и продлил его дни до этой самой потрясающей встречи в храме. Именно потому так и начинается песнь Симеона, приведенная в Евангелии от Луки: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…», ибо старец устал жить и ждать исполнения этого события.

А еще в этой песне, которая стала одним из центральных песнопений вечернего богослужения Церкви, есть слова, связанные с благочестивым обычаем. Симеон говорит о «Свете, который должен просветить язычников и составить славу людей Израиля». Как бы в память и материальное исполнение этой части гимна, в Церкви принято освящать на Сретенье свечи, символизирующие своим огнем сияющий свет нашей христианской веры, просветившей тьму во всей Вселенной.

Известно также благодаря Евангелию от Луки скорбное свидетельство этого священного старца Пресвятой Богородицы, о том, что Ей Самой «оружие пройдет душу», и визуальным отражением этих слов Церковь имеет икону «Умягчения злых сердец», или «Семистрельную».

Анна Пророчица, дочь Фануила, как говорит Лука, также проповедовала всем видевшим Младенца Христа о том, что это подлинно Он, составляя вместе с Симеоном Богоприимцем безупречную свидетельскую пару.

После окончания столетий государственного гонения на Церковь Христову появилась возможность упорядочить и формализовать церковную жизнь. Праздник Сретенья Господня становится двунадесятым и органично входит в круг богослужений во всех поместных церквях с четвертого по шестой века.

В Русской Церкви ныне это еще и молодежный праздник, что, в общем, обосновано канвой событий. Симеон Богоприимец в юности – пылкий и бескомпромиссный, ревностный об истине Божественной, во всю свою жизнь как исполнение долгого пути получает свидетельство Промысла Бога в истории мира. Младенец Христос, пришедший «исполнить Закон», предлагает людям Новый Завет, еще более нетерпимый к греху и смерти, зато пронизанный любовью и радостью жизни. Праздник сутью своею родственен содержанию молодых душ и умов, жаждущих, стремящихся, сомневающихся и желающих получить ответы и ориентиры здесь и сейчас. Чтобы и им «увидеть спасение Его, которое Бог уготовил перед лицом всех людей».

Поздравим же от души друг друга с этим церковным и евангельским торжеством. Почтим и поддержим молодые сердца, присутствие биения которых в этот день в наших церквях говорит о прекрасном будущем. С праздником, дорогие братья и сестры!

Действующие лица