В субботу 6 февраля 2021 года в Екатеринбургской епархии стартует новый духовно-просветительский проект «Воскресное Евангелие». В 10-минутных видеороликах зрители услышат толкование на отрывки, которые будут читаться в храмах на следующий день за Божественной литургией.
Ведущим видеобесед станет преподаватель кафедры теологии Уральского государственного горного университета, сотрудник отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии Дмитрий Осипов.
Проект готовится совместно отделом религиозного образования и катехизации и пресс-служба Екатеринбургской епархии. По замыслу авторов, цикл видеобесед станет еженедельным и его выпуски будут выходить по субботам на сайте Екатеринбургской епархии и в епархиальной группе «ВКонтакте»: vk.com/ekaterinburg_eparhia.
В преддверии премьеры видеопроекта мы попросили его ведущего Дмитрия Борисовича Осипова рассказать о том, почему современному человеку важно изучать Библию?
— Библия — предмет веры. Мы, православные христиане, верим, что книги, входящие в состав Библии, содержат Божественное Откровение, высшие истины о Боге и смысле нашего бытия, и, соответственно, написаны Духом Святым. Пожалуй, доказать это положение каким-либо научным способом невозможно, мы принимаем богодухновенность Священного Писания как часть нашей веры, следуя установлению Церкви, которая определила канон священных книг.
Но вместе с тем, Библия — предмет знания. Мы обладаем знанием, что книги Библии были написаны некими людьми для определенной аудитории, каждая из книг — в своих обстоятельствах, в определенном времени и месте. Они писались на протяжении полутора тысячелетий на древнееврейском и древнегреческом языке, в их создании принимали участие сотни людей, и они связаны тысячами невидимых нитей с культурой и событиями своей эпохи. Мы знаем, что для каждой книги Библии характерны определённые жанровые особенности, выразительные средства, своя литературная структура. Это всё — знание, которые получено путём внимательного и кропотливого научного исследования, логических выводов, сравнительного анализа книг Библии и памятников литературы древнего Востока и античности.
— Обязательно ли все это знать, чтобы верить в Бога?
— Можно быть верующим и трепетно относиться к Священному Писанию, но практически ничего не знать о нём и не понимать, что в нём написано. Можно, но вера такого человека подвергается многим опасностям — становится непросвещённой и тёмной, легко обращается в суеверие; такой человек может не различать в своей вере главного и вторичного, становится фанатичным и легко попадает под влияние ложных авторитетов, — как это происходит, всем хорошо известно из недавней нашей истории. Человек, который не ищет знания, нередко выдёргивает цитаты Писания из контекста, и жонглирует ими в доказательство каких-то своих идей.
С другой стороны, можно прекрасно разбираться в Библии, даже быть исследователем Библии и совершать ценные научные открытия, но быть совершенно неверующим и воспринимать Библию как просто памятник древней литературы. Человек может владеть большими знаниями, но без веры они не войдут в его жизнь, не наполнят её смыслом и светом, не будут влиять на ценности и поступки.
Однако, во всех отношениях лучше быть верующим, который обладает знанием Библии, который способен читать Священное Писание и воспринимать заложенные в нём смыслы, видеть как его изначальный контекст, так и его взаимосвязь с жизнью.
Никто, пожалуй, не будет спорить, что гармоничные отношения веры и знания есть идеал цельности, к которому следует стремиться. Вера определяет наше восприятие Библии как Слова Божия, а знание углубляет понимание веры, делает её осмысленной. Но такой идеал — если мы к нему стремимся, означает необходимость духовного усилия, направленного на постижение смысла Священного Писания.
— Необходимо не просто читать, а изучать Священное Писание?
— Тексты Священного Писания сложны для восприятия, их невозможно понять сразу, прочитав один раз. Они требуют от нас работы мысли. Между нами и нашими священными книгами пролегает огромная культурная и временная дистанция. Наивно полагать, что, прочитав книгу, написанную в Римской империи два тысячелетия назад неким евреем на греческом языке, в обществе, совершенно отличном от нашего, мы мгновенно и сразу всё будем понимать. Без знания исторического контекста непонятны метафоры и притчи, аллюзии и намёки. Но не следует отчаиваться; необходимо, честно признавая ограниченность своего понимания, не бояться ставить свои вопросы к Библии, к Евангелию, и затем искать ответы, читать книги, толкования Церкви и вслушиваться в слова Писания, которые звучат на литургии, в слова воскресной проповеди, которую произносит священник. Как говорит Спаситель – «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7:7-8).
Смотрите также:
Епархиальный сектор катехизации начинает цикл онлайн-лекций, посвященный Ветхому Завету