Празднику Богоявления предшествует Крещенский Сочельник. Название для этогор дня произошло от слова «сочиво» – постного блюда, которое православные верующие едят в этот день. Сочиво – это сваренные зерна пшеницы, приправленные медом, сухофруктами и иными сладостями. Христиане соблюдают в этот день строгий пост. Другой пищи, помимо сочива, по церковной традиции в этот день есть не полагается — до выноса свечи после утренней литургии 19 января и первого употребления освященной крещенской воды.
В церковной традиции это время называется Навечерие Крещения Господня, или Навечерие Богоявления. Слово «Навечерие» означает преддверие праздника, приготовление к нему.
В этот день, 18 января, в Крещенский сочельник первый раз освящают воду — чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. Второе освящение воды совершается в сам праздник Крещения Господня, или Богоявление.
Тропарь, глас 4
Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, вознесшуся Илии, и разделяхуся воды сюду и сюду и бысть ему сух путь, иже мокрый, во образ воистинну Крещения, имже мы текущее жития преходим шествие: Христос явися во Иордане освятити воды.
Кондак, глас 2
Всех, Христе, Благоутробне, отъемляй прегрешений множество милости ради безмерныя, Иорданскими водами креститися грядеши, яко Человек, одеждею мя одевая, славы древния обнаженна люте.