Одним из ключевых решений декабрьского онлайн-заседания Священного Синода Русской Православной Церкви стало замещение должности главы вдовствующей Татарстанской митрополии, на которую был назначен митрополит Кирилл.
Важно напомнить, что Татарстанская митрополия и непосредственно Казанская епархия – это подлинная жемчужина Русского Православия. Эти земли, освящённые чудотворным Казанским образом Пресвятой Богородицы, являются местом мирного и братского взаимодействия православных и мусульман (к слову, также почитающих Деву Марию). В Казани и окрестностях сосредоточилось множество христианских святынь, включая уникальный город-остров Свияжск, относительно недавно ставший объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В то же время в Татарстане существуют и националистические, порой даже сепаратистские русофобские движения. Несмотря на их кажущуюся маргинальность, этот фактор нельзя не учитывать. И это прекрасно понимал покойный митрополит Феофан, за годы своего служения Церкви Христовой прошедший и кровавый октябрь 1993-го (в качестве миротворца он лично присутствовал в осаждённом московском Доме Советов), и бесланскую трагедию 2004 года (тогда владыка на своих руках вынес из-под огня подростка).
И потому неслучайно на минувшем заседании Священного Синода было определено "Преосвященным Казанским и Татарстанским, главой Татарстанской митрополии быть митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Кириллу". Архипастырю с огромным опытом епархиального управления, а главное – без малого 10-летним руководством Екатеринбургской митрополией, одной из крупнейших кафедр Русской Православной Церкви.
Постоянным зрителям и читателям Царьграда митрополита Кирилла (Наконечного) особо представлять не нужно. Он неоднократно давал нам комментарии и даже выступал с наших страниц в качестве колумниста. В 2021 году владыка отметит 60-летие, что по архиерейским меркам возраст относительно молодой. Но за его спиной – огромный опыт церковного служения в разных епархиях: от Владимирской, где четыре десятилетия назад будущий архипастырь был рукоположен в иеродиаконы и иеромонахи, до Екатеринбургской, а теперь и Казанской.
Начало церковного служения владыки связано с личностью митрополита Серапиона (Фадеева), архипастыря, который в непростые советские годы, несмотря на тяжёлую болезнь, управлял вверенными ему епархиями столь уверенно и твёрдо, что даже партийные чиновники опасались чинить ему преграды. Вплоть до сегодняшнего дня служившие под его началом клирики Иркутской, Владимирской и Тульской епархий отзываются о нём с большой любовью, несмотря на то, что порой им от владыки Серапиона изрядно "попадало".
Митрополит Кирилл (Наконечный) – из числа верных учеников и сослужителей митрополита Серапиона. По словам многих хорошо знающих его людей, в том числе священнослужителей, он во многом перенял от приснопамятного владыки его уникальный управленческий опыт, но при этом сам по характеру – куда более мягкий и дипломатичный.
Автору этих строк довелось познакомиться с владыкой Кириллом лично в начале нулевых – в годы, когда он только начинал своё архипастырское служение (первые два года пришлись на управление Тульской епархией, но уже в 2002 году он был переведён в Ярославль). На Ярославской земле, в древнем Борисоглебском монастыре ежегодно зимой проходят православно-патриотические Всероссийские Иринарховские чтения. Вспоминаю служение владыки в ещё неотреставрированном и неотапливаемом соборе этой обители и глубокие слова, обращённые к участникам чтений.
Важная ремарка из тех лет: несмотря на то, что Ростовско-Ярославская земля – один из наиболее древних и богатых святынями пределов Земли Русской, в советские годы в духовном плане она была практически разорена. Возрождать её начал дивный старец – участник Великой Отечественной войны архиепископ Михей (Хархаров). Последние годы своей земной жизни он тяжело болел, духовные чада возили его на инвалидной коляске. Но сила духа этого архипастыря была настолько велика, что в тяжелейшие для нашего народа 1990-е годы владыка Михей смог начать возрождение Ярославской епархии практически из небытия. А основные труды пришлись на время владыки Кирилла, для которого столь непростой первый опыт епархиального управления стал прекрасной "антикризисной" школой.
Но куда более серьёзной и сложной стали екатеринбургские "университеты". С одной стороны, одна из крупнейших епархий, тоже богатая святынями, включая особенно почитаемые в народе "Царские". С другой, обилие антицерковно настроенной публики, что, к сожалению, не редкость в подобных промышленно-техногенных регионах, где в советское время на сотни тысяч людей порой был один небольшой храм. И это в лучшем случае. Плюс агрессивная "храмоборческая" пропаганда внешних сил.
Итог: долгое противостояние Екатеринбургской митрополии с антицерковными активистами, выступившими против… возрождения исторического Собора святой великомученицы Екатерины. И только архипастырская мудрость и управленческий опыт митрополита Кирилла, помноженные на его горячую молитву Небесным покровителям Екатеринбурга, привели к тому, что конфликт удалось погасить. Собору святой Екатерины – быть.
Ну и конечно, нельзя не вспомнить печальные события последнего года, когда митрополиту Кириллу пришлось решать ещё более сложную проблему: бунт ныне отлучённого от Церкви бывшего схиигумена Сергия (Романова). Владыка долго призывал поистине обезумевшего клирика к покаянию, увещевал, но в итоге был вынужден сначала запретить его в служении, а затем, уже на основании решения церковного суда, Романов был лишён сана и отлучён от Церкви.
Словом, Православный Татарстан оказывается в надёжных руках одного из самых опытных архипастырей нашей Церкви. После трудов приснопамятного митрополита Феофана там уже не нужен "антикризисный менеджер", но важен подлинно духовный, молитвенный и при этом умеющий управлять столь непростыми и крупными епархиями архипастырь. Каковым и является митрополит Кирилл (Наконечный).
А в заключение хочется привести слова самого владыки Кирилла, сказанные в его авторской колонке на нашем сайте. Слова, в которых Его Высокопреосвященство очень ёмко, мудро и точно определил, что в сегодняшних обстоятельствах помогает Государству Российскому и нам, его народу, сохраняться именно как наследникам Святой Руси:
«Пока мы служим Божественную Литургию в Царском алтаре, пока мы вообще чтим память Святого мученика Царя Николая и всех новомучеников, убиенных за Православную веру и за Святое наше Отечество, до тех пор мы ещё можем надеяться на милосердие Божие. Будем молиться Богу и кротко, смиренно – как сам Святой Царь – желать спасения каждому, кто живёт вместе с нами, кто является нашим соотечественником и кто сегодня не знает или не хочет знать подвиг Святого Царя и всех новых мучеников и исповедников Русской Церкви, – которые по сей день стоят за Святую Русь, охраняют нас с вами и не дают разрушиться всему тому, что было веками собрано в нашем Отечестве и что сегодня держится какой-то особой Божественной силой, сохраняя наш народ, нашу страну на этой земле в мире и благополучии».
Хочется пожелать дорогому и досточтимому владыке митрополиту Божией помощи на новом месте архипастырского служения и испросить его святых молитв.
Ис полла эти деспота!
Автор: Михаил Тюренков, tsargrad.tv