По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

12 ноября 2020

Сёстры Ново-Тихвинского монастыря изготовили для Верхотурской обители покровы для мощей преподобномученика Иоанна (Кевролетна)

Сёстры Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря изготовили и передали Свято-Николаевской Верхотурской обители покров для святых мощей преподобномученика Иоанна (Кевролетна), служившего в первой половине ХХ века на многих приходах Екатеринбургской епархии и бывшего насельником Свято-Николаевского Верхотурского монастыря.

Сёстры сшили и передали два вышитых покрова: один на останки отца Иоанна, второй – специальный покров для главы, для прикладывания к ней верующих.

Напомним, 30 августа 2020 года состоялось обретение мощей святого преподобноисповедника Иоанна (Кевролетина). После проведения экспертизы по идентификации и получения Патриаршего благословения святые мощи будут выставлены для поклонения.

Насельницы Ново-Тихвинской обители рассказали, что отец Иоанн (Кевролетин) – один из самых почитаемых в монастыре. Батюшка скончался в Верхотурье в 1961 году. А в самые сложные для Ново-Тихвинского монастыря 1930-190-е годы он окормлял насельниц обители.

– Мы конечно, рады, что смогли поучаствовать в обретении его святых мощей, в подготовке покровов для его раки, потому что считаем его поистине нашим духовником, – рассказала монахиня Евстафия (Морозова), насельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря. – Известно, что, когда он вернулся тяжелобольным из лагеря и уже не мог служить, он посещал сестер. Были маленькие общинки в селах Покровском, Маминском, Кисловском. И у батюшки даже была своя келия в селе Кисловском, и там он принимал многих сестер. Окормлялась у него и наша схимонахиня Николая (Засыпкина), которая дожила до нашего времени и многое нам рассказала о монастыре и, в частности, о батюшке. Она его хорошо знала лично.

Поэтому когда мы собирали материалы об отце Иоанне (Кевролетине), составляли его жизнеописание, готовили материалы к обретению его святых мощей, то мы, конечно, чувствовали его какую-то близость особую, его молитвенную поддержку, духовную. И рады, что смогли хотя бы немножко выразить ему нашу такую общую любовь.

Иеромонах Филарет (Пимонов), ризничий Свято-Николаевского Верхотурского монастыря, принимавший из рук сестер покрова, выразил глубокую благодарность игуменье Домнике (Коробейниковой) и всем сёстрам обители, отметив, что без их помощи братии Свято-Николаевского Верхотурского монастыря, где покоятся мощи преподобномученика Иоанна (Кевролетина) было бы гораздо трудней.

Преподобноисповедник Иоанн (в миру Иван Афанасьевич Кевролетин) родился 23 мая 1875 года в Тюменской области, и с юности желал уйти в монастырь. В возрасте 19 лет он поступил в Кыртомскую Крестовоздвиженскую пустынь, что находилась в 120 км от Верхотурья, а в 1902 году он перешел в сам Верхотурский монастырь.

20 декабря 1907 года послушник Иоанн был пострижен настоятелем обители иеромонахом Ксенофонтом (Медведевым) в монашество с именем Игнатий. 10 мая 1909 года отец Игнатий был рукоположен в иеродиакона, а 11 сентября 1913 года посвящен в сан иеромонаха.

После Октябрьской революции иеромонах Игнатий был определен совершать священническое служение в приходских церквях. В 1919–1924 годах он последовательно служил в селе Сербишино Верхотурского уезда, в Каслинском Казанско-Богородицком женском монастыре, в Успенском храме при Верх-Исетском заводе Екактеринбурга, в селе Большой Исток, а с апреля 1924 по июль 1925 года — в разоренной, но еще не окончательно уничтоженной большевиками Свято-Николаевской обители.

Сам отец Игнатий всегда хранил живую веру в то, что и в самых скорбных обстоятельствах Господь его не оставит. Этому учил и окружающих: где бы он ни был, он везде старался поддерживать немощных, укреплять сомневающихся, учил ближних терпеливо нести свой крест. Его добродушие, веселый характер, умение пошутить и принять шутку скрывали глубокую духовную жизнь, боль за происходящее и готовность взять на себя чужие тревоги.

В 1925 году отец Игнатий был в первый раз арестован. После освобождения из тюрьмы отец Игнатий продолжил священническое служение. В течение нескольких лет его постоянно переводили из одного храма в другой: служил он в селе Дымковском Благовещенского района и на Николае-Павдинском заводе Кытлымского района, в церкви Карабашского рудника Кыштымского района и в городе Далматове Шадринского округа, в селе Кисловском Покровского района и на Туринском руднике Надеждинского завода, а также в селе Федьковка Невьянского района.

28 марта 1932 года батюшка был вновь арестован — по делу о контрреволюционной монашеской организации Верхотурского района, названному чекистами «Историческая гниль». Отец Игнатий вместе с другими священнослужителями и монашествующими был приговорен к ссылке в Нарымский край сроком на три года.

После ссылки отцу Игнатию было запрещено проживание в больших городах. В 1935–1936 годах он являлся настоятелем Христорождественской церкви села Сосновского Покровского района. Несмотря на тяжелую болезнь, он был всегда удивительно бодр духовно. Часто посещал монахинь в близлежащих селах Маминском и Троицком, а в Кисловском имел даже свою келью. 

В начале 1937 года в Покровском районе начались аресты духовенства и монашествующих, но отец Игнатий с некоторыми сестрами в то время сумел скрыться и таким образом избежал ареста.

В середине 1940-х годов отец Игнатий, единственный из верхотурской братии, вернулся к стенам родной обители. Отец Игнатий взял на себя подвиг юродства Христа ради, чтобы беспрепятственно совершать старческое руководство – такое «прикрытие» давало ему возможность продолжать духовное окормление ближних. Совершать же богослужения в храме по причине подорванного в ссылке здоровья он не мог уже с 1937 года, а в 1948 году епископом Свердловским Товией он официально был уволен по болезни за штат.

Пока был в силах, старец сам ездил к своим духовным чадам, которых становилось все больше. Потом ездить сам уже не мог, но принимал всех безотказно. Несмотря на собственную тяжелую болезнь (на ногах у него были незаживающие раны, которые каждый день надо было промывать), он всегда умел найти для других подбадривающее слово, дать мудрый, прозорливый совет.

Незадолго перед кончиной старец принял постриг в великую схиму с именем Иоанн. Скончался он в Верхотурье 27 января 1961 года и был погребен на приходском кладбище близ храма в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Когда наступило время возрождения и вновь зазвучали над Верхотурьем колокольные звоны, первый настоятель возобновленной Свято-Николаевской обители игумен Тихон (Затёкин) позаботился не только о восстановлении разрушенных стен, но и о том, чтобы не канула в лету память о братьях во Христе, живших в годы советской власти. Услышав от верхотурских жителей о замечательном старце отце Игнатии, отец Тихон решил перенести его прах в родную обитель. Вот что он рассказывает:

«Летом 1993 года я обратился к местным властям с просьбой разрешить перенести прах отца Игнатия с городского кладбища в Верхотурский Свято-Николаевский монастырь и похоронить его возле Преображенской церкви. Власти дали согласие, и затем архиепископ Мелхиседек (Лебедев) благословил перезахоронение в монастыре. В июле месяце я с двумя рабочими пошел на кладбище и в течение двух часов мы раскопали могилу, освободили от земли гроб. С гроба была снята крышка. Мы увидели тело отца Игнатия, обвитое мантией и остатками схимы. Подсунули под гроб лист железа и подняли его наверх. Тело было хорошо сохранено, и от него не исходило ни малейшего запаха тления. Плоть спала только с ног, так как в том месте, где они находились, была вода. Плохо сохранился лик, потому что рядом с могилой росло дерево и корнями своими достало до лица — все оно было опутано как бы паутинкой корней. Мы сделали фотоснимки. Останки переложили в новый гроб и выставили его на три дня в Преображенской церкви Свято-Николаевского монастыря. Пока мощи стояли в храме, от них исходило тонкое благоухание. Через три дня, после совершения панихиды по отцу Иоанну, он был захоронен против алтаря Преображенского храма. Вещи из могилы, как-то: параманный крест, ручной деревянный крест, пояс — переданы в монастырский музей».

В 2000 году иеросхимонах Иоанн (Кевролетин) был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Русской Церкви, в 2010 году — в Соборе Екатеринбургских святых.

30 августа 2020 года состоялось обретение мощей святого преподобноисповедника Иоанна (Кевролетина). После проведения экспертизы по идентификации и получения Патриаршего благословения святые мощи будут выставлены на поклонение.