По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

7 ноября 2020

«Родительские дни — это настоящие Дни Побед»: Духовное наставление в Димитриевскую родительскую субботу

Об истории празднования и о том, почему Церковь считает Родительские субботы днями праздничного богослужения, рассказал в очередном своем наставлении иерей Даниил Рябинин, руководитель молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.

— В этом году день поминовения православных христиан, а особенно воинов, приходится на замечательную дату: 7 ноября. Почему эта дата особенно замечательна? Потому, что 8 ноября Церковь чтит память святого Димитрия Солунского, православного воина на службе Империи, чьим именем и освящается последняя Родительская суббота уходящего года.

Она совершается всегда в субботний день, накануне памяти святого Димитрия, и поэтому может двигаться по календарю в диапазоне недели. Безусловно, что ситуация этого года наиболее примечательна, когда праздники идут один за другим.

Статус дня поминовения именно православных воинов был официально присвоен Димитриевской субботе сравнительно недавно, лишь в 1903 году, святым страстотерпцем императором Николаем Вторым. Именно он своим Указом повелел в этот день совершать в воинских частях панихиды по всем  «за Веру, Царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим». До Указа 1903 года днем поминовения православных воинов была память Святого Иоанна Крестителя 11 сентября, установленная в 1769 году в царствование Императрицы Екатерины Второй. Чин поминовения пояснял: «сей день, в рассуждение пострадавшего за истину Предтечи Господня, есть приличный, дабы в оный всеобщую Богу молитву принести и о подобно страдающих, и о положивших живот свой за веру и отечество».

Однако, и Дмитриев день, как Родительский, существовал параллельно, ибо традиция совершать заупокойное богослужение в эту дату восходила к святому Димитрию Донскому и преподобному Сергию Радонежскому, как повествует нам Новгородский сборник XV века, и памятник XVII века «Стих о Димитровской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского». Совершение заупокойных богослужений считалось посвящаемым, в первую очередь, в память о воинах, павших на Куликовом поле. При этом, величайших энциклопедист своего времени, автор множества агиографических произведений, святитель Димитрий Ростовский, свидетельствовал, что Димитриевская суббота и до Куликовской битвы была известна, прежде всего, в монастырских богослужениях, как день поминовения всей братии, а также как замены осенних языческих тризн, христианским способом молитвы об усопших. А Святитель Филарет Митрополит Московский считал, что к поминовению должно присоединять молитвы не только о воинах, но и обо всех родителях, и родственниках, и православных христианах, чьи имена хранит память и любовь.

Отчего Церковь считает Родительские субботы днями праздничного богослужения? Да от того, что мы христиане по-иному относимся к самому факту смерти и нашей обязанности продолжения любви к почившим родственникам и друзьям. Весь мир, с точки зрения Священного Писания, проклят из-за грехопадения первых людей и лежит во зле. И смерть – это плата за грех. Это распад цельного человека, состоящего из души и тела, как результат причинно-следственной, независимой от новорожденной личности связи. Человек появляется в мире где царствует грех, заражается грехом и умирает, как итоговый результат. Это касается всех людей. Умрут все. Однако, христиане избавлены от этой зависимости причин и следствий. Каждый, кто принимал Святое Крещение и троекратно с Именем Троицы погружался в купельные воды, соглашался пройти тем путем, которым прошел наш Господь Иисус Христос. Именно поэтому мы христиане и умираем. Не потому, что смерть – это плата за грех. А потому, что в Крещении мы погружались в троекратное воспоминание пребывания Христа во гробе и крестились в Жизнь, Смерть и Воскресение Христово. Мы умираем, потому что через смерть прошел наш Господь. И мы идем за Ним, а Он с нами. Смерть христианина – это последняя добровольная жертва, а не причина неотвратимого следствия.

Потому, Родительская суббота – это поминовение тех, кто уже прошел этим путем и ожидает, как и мы, Всеобщего Воскресения мертвых и жизни будущего века. А пока оно не произошло, наша любовь к нашим родным и близким является свидетельством нашей будущей радостной встречи воскресших и любящих друг друга и Бога людей. Вот отчего Родительские дни, это настоящие Дни Побед, со слезами, конечно же на глазах, от беспредельной любви к Богу и нашим дорогим людям.

Встретим же дорогие братья и сестры очередную Родительскую Димитриевскую субботу, в этот прекрасный день 7 ноября, горячей храмовой молитвой на церковных богослужениях и будем верить и знать, что Христос – Победитель смерти и начальник жизни! С Праздником! Любви всем вам и веры в Воскресшего Господа!

Действующие лица