«Православная газета» в свежем номере публикует духовную беседу протоиерея Евгения Попиченко из программы «Благая часть», выходящей на телеканале «Союз», на тему почитания родителей – тех отношений, которые закладывают наши отношения с Богом.
– Господь в Своих заповедях дает нам жизненные законы, и одна из заповедей звучит следующим образом: «Чти отца и мать, и хорошо тебе будет, и долголетен будешь на земле». Эта заповедь с обетованием: Господь говорит о взаимосвязи между отношением ребенка к своим родителям и дальнейшей жизнью – физической, душевной и вечной. Отношение детей к отцу и к матери проецируется на их дальнейшие отношения с Богом, поэтому хамство на протяжении всей истории наказывалось всегда очень жестко, начиная от поступка родоначальника этого явления по имени Хам.
Наверное, все помнят историю, когда праотец Ной, собрав урожай винограда, на радостях немножко перебрал, заснул и, видимо, во сне разметался, а Хам, заглянув в шатер отца, увидел его наготу и поднял его на смех. Сим и Иафет спиной вошли в шатер и прикрыли наготу отца, чтобы даже ее не видеть, тем более смеяться над ней. Ной, когда проснулся и узнал об этом беззаконии и бесчестии, проклял Хама. Ной лишь зафиксировал своим проклятием момент отрыва Хама от Бога и от отца.
Когда предаются анафеме – человек или какая-то группа людей отлучаются от Церкви, значит ли это, что они отпадают от нее вследствие данного церковного акта? Нет, они уже прежде потеряли жизнь со Христом через Его Церковь – они заявили об этом публично, это было видно в их делах, и Церковь просто признала: да, этот человек (или явление) не относится никаким образом к Церкви. Итак, хамство – это явление, разрушающее связь с Отцом Небесным.
Сейчас нравы изменились, и дети легко позволяют себе и накричать на родителей, и нахамить им, и выставить их за дверь. Особенно труден подростковый возраст… Бог же не благословляет детей, совершающих хамский грех, поэтому в таком поведении нет будущего.
Сейчас много говорят о правах ребенка, – но чтобы из ребенка не выросло чудовище, нужно, чтобы ребенок знал свои границы, свое место и нужный тон голоса, которым он должен разговаривать с родителем.
Конечно, все должно совершаться с любовью – и наказание тоже может быть по любви. Безнаказанность воспитывает преступников, а строгое наказание, совершенное без гнева и с любовью, удерживает от греха.
Берегитесь хамского греха, и дай Бог родителям мудрости, терпения, взвешенности и необходимой строгости, чтобы детки вырастали благословленными Богом.
Господь, отвечая на вопрос книжника, какая наибольшая заповедь, сказал: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь!
Часто бывает: человек приходит в храм, разговариваешь с ним по душам (почему в жизни что-то не складывается, почему у детей сложности), и всегда ведь вопрос один – какие отношения у человека с Богом? Слышишь от человека: «Мне каяться не в чем – я живу по заповедям: все заповеди соблюдаю», и задаешь этот вопрос: «А какая первая заповедь?» (ведь если человек так уверен, что соблюдает все заповеди, наверное, он должен их знать и свою жизнь с ними сверять?).
Обычно люди отвечают: «Не убий», «не укради»… Почему-то 7-ю заповедь – «не прелюбы сотвори» – часто перескакивают: «Не убий» – шестая, «не укради» – восьмая, но это – не первые заповеди.
Если говорить о приоритетах, заповеди об отношениях между людьми стоят гораздо ниже в иерархии, чем заповеди об отношениях с Богом.
Один духовник как-то спросил у своих учеников: «Какой самый тяжкий грех?». Они стали отвечать: убийство, предательство, измена, воровство… Он говорит: «Нет. Самый тяжкий грех – неверие: от неверия, от жизни без Бога происходят убийства, любодеяния, кражи, лжесвидетельства и так далее. Федор Михайлович устами одного из своих персонажей заметил, что если Бога нет, то все позволено.
Первая заповедь – об отношениях человека с Богом. И вот Господь говорит: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
Отношения с Богом – именно отношения, а не просто признание, что «Бог где-то есть». Как часто говорят: «Бог у меня в душе». Так докажи: чем докажешь, что Бог у тебя в душе? Это не 3 рубля, которые засунул в карман и можешь говорить, что у тебя в кармане 100 долларов, – никто ж не проверит.
Бог – Творец Вселенной: если Он в душе, как эту душу должно распирать, как из нее должна изливаться особая благодать!
У великомученика Пантелеимона, у Серафима Саровского Бог был в душе: достаточно было на них взглянуть, в их глаза, на образ такого человека, и без слов становилось все понятно – люди просто останавливались в шоке и говорили: «Что это за ангелы во плоти?», ибо Бог проглядывал через глаза, через слова: даже лик преподобного Серафима светился.
Любящий Бога просыпается с мыслью о Боге и ищет время, чтобы с Ним пообщаться – все дела быстрее переделать и встать на молитву; он с радостью, с жаждой идет в воскресенье в храм, ведь там – встреча с Любимым: он старается не пропускать воскресного дня, чтобы подготовиться к причастию – соединению с Любимым.
Эти действия, с одной стороны, выражают любовь, с другой стороны – ее питают. Будем об этом размышлять, но больше будем – делать.
Помогай нам всем Господь!
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».