По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

16 октября 2020

Связь Ново-Тихвинского монастыря города Екатеринбурга с Домом Романовых: доклад монахини Евстафии на Свято-Елисаветинских чтениях

В Екатеринбургской митрополии завершились дни памяти Великой княгини Елисаветы Феодоровны и представителей Российского Императорского Дома, принявших мученическую смерть на Урале в 1918-1919 годах. Прошедшие культурно-просветительские мероприятия были приурочены ко дню обретения мощей святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, который празднуется 11 октября.

В рамках прошедших событий в уральской столице состоялись II Музейно-просветительские Свято-Елисаветинские чтения. Участие в чтениях приняли историки, краеведы, научные сотрудники Областного краеведческого музея им. О.Е. Клера, архивисты, специалисты туристической сферы, представители общественных и церковных организаций. 

Среди участников чтений была насельница Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря монахиня Евстафия (Морозова), которая рассказала о том, какими историческими нитями и святыми судьбами объединены Ново-Тихвинская обитель и Императорский Дом.

Предлагаем вашему вниманию доклад монахини Евстафии.

Связь Ново-Тихвинского монастыря города Екатеринбурга с Домом Романовых

Преподобный Варсонофий Оптинский писал: «Наш Царь есть представитель воли Божией… Его воля священна для нас, как воля Помазанника Божия; мы любим его потому, что любим Бога. Благоденствие ли дарует нам Царь, мы принимаем это от него как милость Божию. Постигает ли нас бесславие и бедствие, мы переносим их с кротостью и смирением… и никогда не изменим в любви и преданности Царю». Так учат все святые отцы. И в Ново-Тихвинском монастыре сестры всегда старались исполнять это на деле. И сейчас хотелось бы немного рассказать о том, что связывало нашу обитель с домом Романовых, в чём выражалось, с одной стороны, попечение о монастыре Государей, а с другой, – любовь и преданность им сестер.

Прежде всего, отметим примечательный факт. Именно сегодня исполняется ровно 196 лет со дня посещения нашей обители Императором Александром I. Произошло это 27 сентября 1824 года (по новому стилю – 10 октября). Не так давно в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге было найдено письмо первой настоятельницы обители игумении Таисии (Костроминой) к обер-прокурору Святейшего Синода князю П. С. Мещерскому с подробным рассказом об этом выдающемся событии.

Вот как оно происходило. 25 сентября Император прибыл в Екатеринбург для осмотра местных заводов и Гранильной фабрики. В тот же день в монастырь был послан генерал-адъютант Его Величества барон И. И. Дибич с приглашением настоятельнице явиться на следующий день в резиденцию монарха, находившуюся в усадьбе Харитоновых-Расторгуевых на Вознесенской горке. Император Александр Павлович благосклонно принял игумению, подробно расспросил ее о нуждах обители, а затем пообещал лично посетить монастырь. Сестры, конечно, с радостью и трепетом ожидали визита столь высокого гостя. Государь прибыл в обитель 27 сентября в пять часов вечера. Матушка Таисия писала: «По прибытии Его Величества к Святым Вратам учинена была встреча со священнослужителями, с Животворящим крестом, освященною водою и всеми монашествующими, с пением… Причем все монашествующие сестры стояли рядами от врат до церкви и кланялись Августейшему Гостю, а также Его Величество смотрел на них, кланяясь на обе стороны. По пришествии в церковь Успения Богоматери Государь Император по трикратном поклонении приложился к Тихвинской [иконе] Божией Матери… По окончании ектеньи и многолетии посетил и Всех святых церковь, а потом благоволил пожаловать в кельи мои, где певчие пели духовные стихи». Император беседовал с матушкой Таисией в ее покоях. А сестры еще долго потом вспоминали, как при выходе из настоятельских келий, самодержец с благоговением поцеловал руку одной из престарелых насельниц. «При изъявлении монаршего своего благоволения, – продолжала матушка Таисия, – Его Величество изволил отбыть из обители при многочисленном стечении народа в сопровождении до святых врат священнослужителями и монашествующими сестрами». Визит Императора Александра Благословенного навсегда остался в памяти сестер как знак особого благоволения Божьего к обители.

Память об этом событии сохранили и горожане. Дорога к монастырю, по которой проезжал Император, получила название «Александровский проспект» (ныне это улица Декабристов), а мост через реку Исеть стал называться Царским.

Этот визит монарха в тогда еще юную и небольшую обитель не был случайным. Государя Александра Павловича можно назвать поистине благодетелем нашего монастыря. Благодаря его личной поддержке скромная женская община в далеком Екатеринбурге была всего лишь через 10 лет после своего официального утверждения преобразована в монастырь. Указ об учреждении третьеклассного заштатного монастыря был подписан Государем 31 декабря 1809 года. Лично им было утверждено и его наименование. Питая глубокую благодарность к монарху, сестры ходатайствовали о том, чтобы обитель называлась Александро-Новотихвинской, но Император повелел оставить лишь вторую часть названия – в честь главной святыни – Тихвинской иконы Божией Матери. Личное разрешение Самодержца потребовалось и на постриг будущей первой настоятельницы. В то время Татьяне Андреевне Костроминой было около 45 лет, она была вдовой, а вдов постригали не ранее 60-и. Также и возведение ее в сан игумении состоялось лишь после дозволения Государя.

Из письма адмирала Феодора Ушакова, помогавшего в устройстве обители, известно, что сестры передали Императору написанную ими икону в благодарность за преобразование общины в монастырь. На иконе были изображены небесные покровители Августейших супругов — святой Александр Невский и святая Елисавета.

В 1822 году благодаря содействию Императора молодой екатеринбургский монастырь приобрел новый статус: Высочайшим указом он стал штатным монастырем первого класса, каких тогда было лишь шесть во всей Российской Империи.

В 1821–1822 годах император Александр Павлович, его супруга императрица Елизавета Алексеевна и мать, вдовствующая императрица Мария Феодоровна, передали монастырю богатые дары: Евангелие с золотым окладом, бархатные храмовые и богослужебные облачения, драгоценную утварь: серебряные позолоченные сосуды, украшенные драгоценными камнями и бриллиантами. На подаренном потире был изображен Спаситель в бриллиантовом круге, над которым сиял бриллиантовый крест с тремя сапфирами. На потире была надпись: «От Государыни Императрицы Елисаветы Алексеевны Екатеринбургскому Ново-Тихвинскому девическому монастырю». Сестры с такой признательностью приняли эти дары, что сведения о них поместили на картине-эпитафии, которая была написана ими через несколько лет – после кончины игумении Таисии. Свою любовь к Государю они запечатлели и в наименовании главного храма обители, освященного во имя его небесного покровителя – святого Александра Невского.

Таким образом, своим основанием обитель во многом обязана Дому Романовых, отчего на протяжении всей истории монастыря его насельниц отличало особенно теплое отношение к представителям Императорской фамилии. А Высочайшие гости еще не раз посещали монастырь.

Так, в 1837 году состоялся визит в Ново-Тихвинскую обитель Наследника престола Великого князя Александра Николаевича (будущего Императора Александра II). Цесаревичу было тогда 19 лет и он, по желанию императора Николая I, был отправлен в продолжительное путешествие по стране, чтобы «узнать Россию, сколько сие возможно, и дать себя видеть будущим подданным». В Государственном архиве Свердловской области находится на хранении ценное дело, посвященное этому визиту.

29 мая путешественники прибыли в Екатеринбург. «Вид города с гор прелестный, – писал один из них, – да он и внутри очень богат: около 120 каменных домов украшают его». 30 мая Наследник молился на литургии в Екатерининском соборе, а затем со свитой посетил Ново-Тихвинскую обитель. В монастыре было тогда 250 сестер, управляла обителью игумения Александра (Неустроева). Великого князя встретили очень тепло и радушно: по воспоминаниям, он даже похвалил трапезу, сказав, что нигде так вкусно не ел, а все потому, – что сестры готовят с молитвой. В память о посещении обители ему были подарены шитые золотом иконы и портфель из зеленого бархата.

В 1866 году монастырь посещал внук императора Николая I герцог Николай Максимилианович Лейхтенбергский, в 1868-ом – сын императора Александра II великий князь Владимир Александрович, а в 1873 году – его брат великий князь Алексей Александрович. Хорошо знали обитель и делали ей богатые дары и другие представители дома Романовых.

С почитанием и любовью сестры относились и к последнему русскому Императору – Николаю II. В 1896 году монахиней Емелианой (Баталовой) был написан парадный портрет Государя, на котором он изображен в полный рост в мундире полковника лейб-гвардии Гусарского полка. Портрет был торжественно преподнесен монарху 16 или 17 мая 1896 года в Большом Кремлевском дворце в Москве во время приема депутаций по случаю коронации. Подарок поместили в одном из залов Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Дальнейшая его судьба переплетается с судьбой России. В октябре 1917 года матросы во время захвата дворца изрезали этот портрет штыками. В таком растерзанном виде холст впоследствии был передан в музей революции, переименованный ныне в музей политической истории России. Портрет отреставрирован, но порезы от штыков намеренно сохранены. Этот уникальный экспонат неизменно привлекает к себе внимание посетителей.

В 1914 году ко дню 10-летия наследника великого князя Алексея Николаевича ему были преподнесены в дар изготовленные сестрами монастыря чепрак и уздечка, которые представляли собой настоящие художественные произведения. На правой стороне подстилаемого под седло чепрака был вышит золотом и украшен уральскими камнями государственный герб Российской Империи – Двуглавый орел, а также герб Пермской губернии, а на левой стороне – герб г. Екатеринбурга и инициалы Цесаревича «АН». Казачья уздечка была украшена топазами и аметистами. В ответ на этот дар игумении Магдалине (Досмановой) была послана Высочайшая благодарность «от имени Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича».

Особенную же преданность и любовь к Царской семье сестры проявили в страшный период революций и гражданской войны.

Сразу после февральской революции епископ Екатеринбургский Серафим (Голубятников) произнес горячую проповедь в защиту монархии, в которой были и такие слова: «…умрем за батюшку-Царя, если это будет нужно!» Речь Владыки вызвала сильное недовольство у городских властей и местных клириков, настроенных против монархии, в результате ему было запрещено появляться среди населения. Настоятельница же монастыря матушка Магдалина, видимо, каким-то образом выражала согласие с позицией епископа, отчего ей также было запрещено появляться на людях. Об этом было упомянуто в газете «Уральская жизнь»: «…епископ Серафим и монахини женского монастыря подчинились требованиям комиссии о непоявлении среди населения».

Спустя год, во время пребывания Царской семьи в Екатеринбурге, сестры, пренебрегая опасностью, носили в Ипатьевский дом продукты. «Добрые монахини теперь приносят молоко и яйца для Алексея и нас, и сливки», – писала в своем дневнике Государыня. Большую часть продуктов охранники брали себе, но и то немногое, что передавалось Царской семье, поддерживало ее. Из воспоминаний одного комиссара известно, что сестры вкладывали в корзины с провизией записки: «Молим Бога за вас, Бог вас хранит!». Для узников, конечно, было утешительно знать, что сестры молятся за них. По свидетельству одной из насельниц монастыря, обе сестры, носившие продукты, послушницы Мария Крóхалева и Антонина Трикина, впоследствии были убиты.

Почитая последнего Императора, насельницы обители не могли не чтить и его верных подданных – тех, кто пролил за него свою кровь. Как стало известно из воспоминаний цареубийцы чекиста А. Кабанова, тогда же, в июне 1918-го, именно сестры Ново-Тихвинского монастыря разыскали тела убиенных князя В. А. Долгорукова и генерала И. Л. Татищева и с любовью погребли их на кладбище монастыря. Там же были впоследствии похоронены и найденные уже при белых останки дядьки Цесаревича матроса К. Г. Нагорного и лакея И. Д. Седнева.

Теперь хотелось бы еще немного сказать об отношениях Ново-Тихвинского монастыря с великой княгиней Елизаветой Федоровной. Летом 1914 года она совершала паломничество по святым местам Урала, 20 июля планировалось посетить Екатеринбург. В Государственном архиве Свердловской области сохранилась программа путешествия высоких гостей по Уралу, в которой значится, что в Екатеринбурге планировался «обед в монастыре». В газете «Зауральский край» также сообщалось: «В Екатеринбург Елизавета Федоровна прибудет в 5 часов 26 минут вечера. С вокзала она отправится в Тихвинский женский монастырь, где в ее присутствии будет совершена всенощная с чтением акафиста Тихвинской [иконе] Божией Матери. В этот же день Елизавета Федоровна покинет Екатеринбург». К сожалению, начавшаяся 19 июля 1914 года I Мировая война помешала этому: из Верхотурья Елизавета Феодоровна срочно отбыла в Москву.

В 1918 году Елизавета Федоровна вновь прибыла на Урал, но уже как ссыльная. В газете «Уральская жизнь» сообщалось: «Арестованная 8 мая бывшая в. к. Елизавета Федоровна направлена в Екатеринбург. <…> в 7 часов вечера [в Москве]… великой княгине [объявили], что в 8 вечера уходит в Екатеринбург поезд, в котором для нее имеется специальный вагон. В 8 часов вечера она отправилась в Екатеринбург, где она будет жить на свободе. Княгине заявили, что это не арест, а только высылка». Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что из этой заметки очевидно, что Елизавета Федоровна из Москвы была направлена поездом сразу в Екатеринбург, а в Перми могла быть сделана лишь непродолжительная остановка – жить там несколько дней, как об этом пишется в некоторых изданиях, она не имела возможности.

11 мая она прибыла в Екатеринбург вместе с сестрами Марфо-Мариинской обители Варварой Яковлевой и Екатериной Янышевой и поселилась в недорогой гостинице – так называемых Атамановских номерах, где до этого уже остановились Князья Императорской крови: Иоанн Константинович с супругой Еленой Петровной, Константин и Игорь Константиновичи, а также князь Владимир Палей, высланные на Урал раньше. Каменное трехэтажное здание, расположенное ныне на пересечении проспекта Ленина и улицы Вайнера, было построено на средства купца 2-й гильдии В. Я. Атаманова в 1893 году. Проживание в «меблированных комнатах» было относительно недорогим: от 75 копеек до 2 рублей в сутки (для сравнения – номер в гостинице «Американской» стоил от 1 до 4 рублей).

В сопроводительном письме ВЧК о направлении Великой княгини и двух ее спутниц в Екатеринбург напротив их имен имеется пометка: «гост. Атаманова, № 19». Это, – вероятно, номер комнаты, которую занимала Елизавета Федоровна. На плане гостиницы, сохранившемся в ГАСО, этот номер значится на 2 этаже, общая площадь его составляла около 8 кв. саженей или 36,5 кв. метров, два окна выходили на Главный проспект (ныне – пр. Ленина) – их хорошо видно на современной фотографии.

В Екатеринбурге представители дома Романовых пользовались относительной свободой передвижения. Так, в воспоминаниях княгини Елены Петровны есть упоминание о том, что сразу по прибытии в город князья пошли на службу в один из храмов. Учитывая, что великая княгиня еще в 1914 году хотела побывать в Екатеринбурге ради визита в Ново-Тихвинскую обитель, можно с большой долей вероятности говорить о том, что она была в ней в мае 1918-го. Подтверждением этого может служить то, что ею было подано в Уральский Облсовет прошение о предоставлении ей права остаться в г. Екатеринбурге и поселиться в Ново-Тихвинском монастыре. Одновременно аналогичное ходатайство было направлено из монастыря. Однако 18 мая на заседании Уральского Облсовета было принято решение эту просьбу «бывшей великой княгини» отклонить, а «постановление президиума Облсовета о выселении ее в г. Алапаевск привести в исполнение».

Ныне в здании бывшей гостиницы Атаманова располагаются органы ФСБ и ГУВД Свердловской области. В июле 2009 года на этом здании была установлена памятная доска о пребывании здесь великой княгини Елизаветы Феодоровны и князей Константиновичей.

И закончить это небольшое сообщение мне хотелось бы тем, что, видимо, неслучайно сестры уже возрожденного монастыря занимаются ныне сбором сведений о Царской семье и людях, пострадавших за верность ей, – этим мы как бы продолжаем традиции почитания Царственного дома Романовых, заложенные в нашей обители еще первой ее настоятельницей игуменией Таисией (Костроминой). «Бога бойтесь, царя чтите», – как пишет святой апостол Петр.

 

Смотрите также:

«Графиня Анастасия Гендрикова – добрая отрасль благого древа. Новые сведения о родословной»: доклад матушки Домники на Свято-Елисаветинских чтениях

«Жизнь по Евангелию. Духовный подвиг генерал-лейтенанта И. Л. Татищева, пострадавшего в Екатеринбурге в 1918 году»: доклад игумении Домники на конференции «Церковь. Богословие. История»

«Они стали последними, кто оказал помощь Царской семье»: доклад игумении Домники на конференции «Церковь. Богословие. История»