О том, что такое святость и чего ждет от нас Господь, о примере для нас жизни праведного Симеона рассказал в своем слове проповеди за архиерейской Божественной литургией в праздник праведного Симеона Верхотурского иеромонах Аркадий (Логинов). Напомним, праздничная литургия была совершена 25 сентября в Крестовоздвиженском соборе Свято-Николаевского Верхотурского монастыря. Богослужение совершили митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел, епископ Нижнетагильский и Невьянский Алексий, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид.
— В святости Божией совершается святость человека. В уподоблении Богу человек становится светлее. Когда мы смотрим на себя, на окружающих, мы видим, что есть люди, которые стремятся к святости; есть люди, которые не задумываются об этом; а есть те, кто живут святой жизнью, те, кто саму жизнь обращают в святость к Богу, воплощают то, что Богом определено, и то, что Богом сотворено и то, к чему призван человек. Ведь, по сути своей, святость – это и есть исполнение в полноте воли Божией, замысла творчества, замысла любящего Бога в Своем творении – о человеке, о нас с вами.
Евангелие, все мы хорошо знаем повествование, рассказывает о некоем богатом юноше, который, придя к Иисусу, вопрошает Его: «Что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь отвечает ему не сразу, потому что он обращается к Нему, называя Учителем Благим. И Господь сразу же определяет ему, говоря: «Почему ты называешь Меня Благим, ведь, благ только один Бог? Если ты обращаешься ко Мне как к Благому, то значит, ты должен понимать и сознавать, что пред тобою и есть Бог». Итак, юноша вопрошает о том, что соделать ему, чтобы наследовать Жизнь вечную? И многие из нас, наверное, этим вопросом задаются. И хотели бы слышать этот ответ: что же сделать мне? Что сделать мне еще, чтобы наследовать Жизнь вечную?
Давайте подумаем, так ли важен сам этот вопрос. С одной стороны, он открывает в этом человеке некую расположенность к Богу. Поиск Божией любви. Стремление стать таким, каким тебя хочет видеть Бог. Но мы помним, чем заканчивается эта история. Если хочешь быть совершенным – пойди продай свое имение, богатство раздай нищим и следуй за Мной. Юноша опечалился, потому что был богат. Так вот, святость Божия порою является там, где мы меньше всего ожидаем. В этом юноше, который свидетельствует о себе, что все заповеди Божии он исполнил от юности своей; и много людей, кто в действительно стремится, кто делает это, кто воплощает заповеди в своей жизни, и тот, кто постоянно об этом думает. А есть те, кто даже, условно говоря, считает свои добрые дела – и это не плохо само по себе. Но святость Божия не в этом. Это не делает нас святыми. Следование заповедям – это путь, который приводит нас к чему-то большему на этом пути.
Если мы идем с открытыми глазами по этому пути – жизненном пути, начертанном Богом Своему возлюбленному творению, то на этом пути и обретается в полноте общения с Богом та самая святость, которую являет нам пример праведного Симеона. Потому что он прожил как человек, которого не то, чтобы не знали, а порой и ругали. Вот почему мы их вспомнили сегодня — эти слова о том, что праведник не убоится злого слова. Потому что тот, кто действительно, подлинно праведен, открыт для Бога, его сердце, его жизнь в душе наполнена любовью Божией. Она уже принадлежит Богу. И не важно, что думали, что говорили, как хулили этого человека – праведного Симеона. И даже имя его по прошествии всего 50-ти лет никто не мог вспомнить, когда его святые мощи были чудесным образом Богом открыты, явлены.
Не это соделывает человека святым, а то, что мы видим в праведном Симеоне — что он не просто жил, не в смысле, чтобы исполнить заповеди Божии и в вопрошении к Богу о том, что еще сделать, чтобы наследовать жизнь вечную. Он просто жил так, как должно жить настоящему человеку с большой буквы, то есть так, как Господь мыслит, как Господь ждет от каждого из нас. Поэтому нужно стремиться не к внешнему в большей степени выражению нашей веры, нашей любви к Богу, как к тому внутреннему состоянию — не то, что думают о нас люди, на самом деле важно, а то, что мы видим в себе сами стоящими перед лицом Божиим.
Стояние пред Богом – вот, что определяет подлинный жизненный путь праведного Симеона. Он всегда, каждый день своей жизни стоял пред Богом. Поэтому порой его поступки казались безумием для окружающих людей. Почему? Потому что мудрость Божия иная, чем мудрость человеческая. И то, что мы рассуждаем, о чем мы думаем, как мы полагаем видеть, как должны жить другие люди. Ведь именно так, именно эта мысль зачастую одолевает нас. Мы хотим видеть людей рядом с нами другими. Мы замечаем их недостатки, мы видим согрешения их, осуждаем. Но должно смотреть на себя.
И чему же учат нас святые? Мы повторяем это всякий раз, обращаясь и к преподобному Серафиму Саровскому, который главным содержанием христианской жизни выделяет стяжание духа мирного ни в других людях, а в самих себе. Наше сердце, наша душа должна быть исполнена Духа Свята и любви Божией. Найти этот мир в себе самом для того, чтобы многие вокруг нас изменялись. А по сути, изменения в нас самих меняет наше видение к окружающим и подлинная любовь Божия, истинная святость, стояние пред Богом делают зрение — человековидение, человека наше видение других — совершенно иным.
Мы смотрим уже иным взором — вот, что видел святой праведный Симеон в людях. Вот к чему, как кажется, и нужно нам стремиться в своей жизни. Все мы скажем, что это не просто, ведь в жизни нашей столько много забот, хлопот, попечения. Как можно совместить все это? Как можно успеть исполнить? Оказывается, можно. Оказывается, для того, чтобы быть святым пред Богом, необязательно нужно удаляться в пустыню, удаляться в леса, в монастырь. Этот путь не для всех. Но для всех и для каждого открыт путь праведного Симеона. И память праведника – вечность.
Наша сегодняшняя молитва, наше торжество и стояние пред Богом, прославление его угодника – святого праведного Симеона да будет нам с вами. И еще свидетельством того, что усилие каждого, молитва каждого, всякий малый путь духовный, а наипаче, помощь, милосердие, любовь к ближнему – это и есть то, из чего складывается святость, то, из чего она состоит. И то, что открывает нам Бог уже в этой жизни. Не случайно в память праведного и многих святых мы слышим евангельский отрывок – учение Господа Иисуса Христа о Сошествии: блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны, когда вас поносят, ругают. Это и есть свидетельство жизни праведника, свидетельство жизни праведного Симеона Верхотурского. Его же святыми молитвами Господи, Иисусе Христе, сподоби нас блаженства и радости. Аминь.