По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

26 сентября 2020

«Прославить величайшее Божье смирение и смириться в этом прославлении самим»: наставление на праздник Крестовоздвижения

О духовной сути праздника Крестовоздвижения, который православные христиане отмечают 27 сентября, рассказал в своих очередных наставлениях иерей Даниил Рябинин, руководитель молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.

– Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня!

Именно так называется этот Двунадесятый праздник, с которым всех вас и поздравляю, дорогие братья и сестры! При самом обретении Креста Господня равноапостольной царицей Еленой, как повествует нам церковная история, произошло исцеление болящей и воскрешение умершего. И это лишь частные свидетельства животворности Креста. Крест – позорное орудие убийства человека человеком, Господь сделал источником силы и жизни, славы и смирения.

Бог создал весь этот мир из ничего, но с тех пор «ничего» – обрело формы и по благодати стало реальностью. И наша духовная традиция – святое православие, это вера и сохранение не только духа Божественной любви. Это еще бережное отношение к артефактам материального мира – реальным свидетельствам того, как Господь все здесь творит во благо человеку.

Конечно же, как только схлынули волны гонений и тотальной борьбы с христианством, возникло естественное и горячее желание найти тот самый Крест Христов, сохранить и уберечь который не было прежде никакой возможности.

Если уж Сам Господь избирает Крест – орудием принесения жертвы для спасения людей, тем более, людям – достойно прославить и восхвалить величайшее Божье смирение и смириться в этом прославлении самим, так как не Господь, а именно люди изобрели чудовищную крестную смертную казнь друг для друга, а значит, как бы это страшно не звучало, и для Бога.

Крест и Воскресение – одно дело нашего Спасения. И в нынешнем празднике, в его происхождении и установлении эта связь исторически прослеживается непосредственно. Святая Елена и Патриарх Макарий обретают Крест Христов Великим постом накануне Пасхи. Отчасти с этим связаны и заимствованные из Великопостного богослужебные песнопения на Крестовоздвижении.

Однако уже через столетие, в связи со строительством и освящением храма Воскресения Христова в Иерусалиме, причиной которого и стал Крест Христов, празднование Воздвижения Креста переносится на 14 сентября, по юлианскому календарю, или 27 сентября по нынешнему стилю.

Мы почитаем Святой Крест и как благодарное и признательное свидетельство нашей веры в неиссякаемую любовь Бога к нам, способного идти за нами даже в ад, и как акт нашего покаяния, потому что Крест – это и результат чудовищного действия греха в нашем мире. И как грех вошел в мир при человеческом согласии, так и Крест – его печальный результат.

Но Господь самое страшное и самое низкое делает торжествующим и великолепным. Потому что Он – Творец этого Мира. И если Он восхотел, то и «стало так», что ныне: Крест – красота Вселенной!

С праздником вас, дорогие братья и сестры!

Действующие лица