По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

16 сентября 2020

«Бог зовет людей, чтобы они откликнулись и пошли»: иерей Константин Корепанов о верности Богу, Родине и семье

О том, как учиться слышать зов Бога и передавать веру из поколение в поколение, рассказал в своей проповеди за архиерейской Божественной литургией в минувшее воскресенье иерей Константин Корепанов. Напомним, богослужение прошло в 13 сентября Храме на Крови, и его возглавил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.

— Сегодня вы слушали притчу Господа нашего Иисуса Христа о званных на брак. Сделал царь пир, и позвал некоторых людей на этот пир, ибо был брак у сына его. Заранее позвал, предупредил, что нужно прийти. Но, когда случился брак, званные не пришли, все отказались, у каждого была причина и он не пришел, хотя был предупрежден заранее. И тогда царь сказал посылаемым им людям: «Идите на распутья, найдите людей, зовите любых, злых, добрых, нищих — кого найдете, чтобы брак не был пустым, чтобы брак наполнился».

В этой притче очень много смыслов, очень много глубины и можно говорить о разном. Но мне хотелось бы сказать именно о том, что Бог зовет людей по призванию, Бог зовет людей, чтобы они откликнулись и пошли. Зовет и раз, и два, и три, и нет в этом мире ни одного человека, и не мыслится даже он, что Бог кого-то не призывал. Каждый слышал зов Божий, как шепот в своем сердце, как легкий стук у дверей своего сердца. Но все проигнорировали этот зов. И только некоторые отозвались. А из тех, кто отозвались, совершено не все пришли туда, куда их звали. Многие вышли, а потом передумали и пошли обратно.  Кто-то дошел до дверей и решил, что не стоит туда заходить. Кто-то зашел, но зашел не так, как нужно было заходить на брак.

И Христос, заключая притчу, говорит: «Много званых, мало избранных». Но в этом зове Бога каждому человеческому сердцу состоит причина, по которой все мы здесь находимся.  Мы пришли сюда потому, что Он нас позвал. И этот зов проник до глубины наших сердец, и мы откликнулись, и пришли.

Каждого Он позвал в определенный момент его жизни. Кого-то в детстве, почти что до рождения, как преподобного Сергия. Кого-то в отрочестве, кого-то в юности или в зрелые годы, кого-то на старости лет. Бог знает, кого когда позвать и когда человек сможет максимально быть способным откликнуться на Его призыв. И человек всегда должен иметь некоего наставника, который бы рассказал ему, как зовет Бог и как откликаться на Его призыв.

В Священном Писании Ветхого Завета есть такой сюжет. Была великая в Ветхом Завете женщина, которую мало кто знает – некая Анна, которая явила на страницах Священного Писания первый опыт подлинной молитвы. Дух Святой сообщил нам об этом. Она молилась без слов, только из сердца исходили звуки молитвы. Так не принято было в Ветхом Завете, и первосвященник Илий смутился, что эта женщина творит. Вместо того чтобы чинно стоять и произносить  положенные тексты, они распростерлась ниц и плачет, и из глубины сердца рвется молитвенный вздох. И он подошел и говорит: «Что ты хочешь, женщина»?  Она говорит: «Я молюсь, чтобы Бог дал нам сына, и обещаю, что если сын будет – я отдам его Богу, и он будет служить здесь, при скинии». Илия говорит: «Хорошо ты сделала, женщина, иди, у тебя будет сын». И родился сын, которого назовут Самуилом, он будет пророком и последним судией Израиля. И она по обету своему принесла его в скинию и отдала на служение  Богу. И однажды, когда он был еще отроком, ему не было 16-ти лет, он слышит голос Бога, зовущий его по имени: «Самуил, Самуил». Он не понимает, что это, кто его зовет – ему никто об этом не рассказывал. И он решил рассказать первосвященнику. И первосвященник объяснил ему: «Так зовет Бог, в следующий раз, когда услышишь этот голос, встань и скажи: «Вот я, что Ты хочешь, чтобы я сделал?». Самуил так и сделал. И стал пророком, одним из великих пророков израильского народа, немало потрудившийся, в том числе и в том, чтобы был явлен миру великий пророк и царь Давид.

Вот так и человек — даже чистый, даже верующий и праведный — не всегда может понять, что его зовет Бог. В этом нужен ему наставник. И самый первый и самый главный наставник для человека – это его отец. Потому что именно отец объясняет ему самые важные и нужные вещи. Бог устроил мир таким образом, чтобы именно отец транслировал и веру, и заповеди, и предания, и все ценности, которые необходимы, чтобы строил на них свою жизнь человек. Именно отец поставлен Богом во главу семьи, чтобы дети слушали его, и он говорил им о том, как надо жить.

Вот древний израильский обычай Пасха – это совсем не то, что празднуем мы, и совсем не так, как празднуем мы. Во главу стола садился отец – самый старший в этой семье. За столом собиралась семья, и он рассказывал им, почему мы здесь собрались. Почему мы празднуем Пасху. И он рассказывал это каждый год, и каждый ребенок с младенчества до совершенных лет слышал этот рассказ о Пасхе. И не только слышал из уст отца, но и отец следил за тем, чтобы сын жил так, как нужно жить человеку, находящемуся в Завете. Это он приносил его на обрезание, это он первый читал ему Закон Божий. Это он говорил ему о Боге — и люди, и дети, и мальчики, и девочки вырастали в этом знании закона Божьего и жили в соответствии с ними. И горе было той семье, где отец этого не делал.

Судите сами: если бы каждый отец в каждой семье каждое 9 мая рассказывал своим детям о том, что было сделано много лет назад, о том, как их дед или прадед сложил свою жизнь, о том, для чего они сражались и как победили — неужели бы выросло поколение не помнящих, не знающих, не ценящих своей истории и не уважающих своих предков? Конечно, нет. И если бы каждый год в праздник Рождества Христова каждый отец собирал бы свою семью вокруг стола и говорил, что именно мы сейчас празднуем, какое событие — ни Деда Мороза, ни елку, ни подарки – мы празднуем Рождество в мире Господа Иисуса Христа Бога, который смирил себя настолько, что стал повитым пеленками. Если бы каждый человек 17-18 лет слышал этот рассказ из уст своего отца, несомненно, вера бы транслировалась, передавалась, наследовалась и усваивалась людьми. Так устроен человек.

Конечно, матери тоже говорят о вере. Но ребенок не верит словам женщины, очень редко. Ему нужно, чтобы об этом сказал мужчина, чтобы об этом сказал отец, его собственный отец, который для него есть все – защита, мудрость, красота, сила, мужество – все для него отец. И когда отец передает эти ценности, тогда люди хранят свою веру и готовы за нее умереть, потому что только отец может научить ребенка умирать за свои принципы, убеждения, Родину или веру. Только отец в состоянии объяснить своему ребенку, почему он должен умереть, если это потребуется. Женщина не в состоянии об этом сказать – ей жалко своего ребенка. Но из женщин, из девочек вырастают матери, достойные своих отцов, если им с детства отцы говорят о том, что есть вещи дороже, чем жизнь, дороже чем счастье, дороже чем любовь. Что в жизни есть ценности и принципы, есть вера, за которую нужно умереть. И если нет такого, за что должен человек умереть, то жизнь человеческая не имеет смысла.

И вот, хочется вспомнить сюжет, который все, в сущности, знают, литературный сюжет; книгу, которую читали все мало-мальски грамотные люди – «Тарас Бульба». Вот образ настоящего отца. Отца, который говорил своим детям, ради чего стоит жить и ради чего стоит умирать. И он учил своих детей одинаково и опытом своей жизни свидетельствовал, для чего стоит жить и для чего умирать. Но каждый из сыновей делает свой выбор. Андрий, как мы знаем, сделал плохой выбор. Он плохой объективно и с точки зрения заповедей Божиих. Хотя в современных ценностях вполне нормальный выбор, вполне либеральный, ибо человек ищет, где лучше, и за любовь женщины готов продать все — так и делает Андрий. Но у Тараса есть другой сын – Остап. И вот когда Остап пленен, отец прокрадывается в польский город с одной-единственной целью, подлинно отцовской – посмотреть, как будет умирать его сын: достойно или нет. Он знает, что это будет стоить ему жизни, но ничего нет дороже для отца, чем увидеть, что сын его жил и умер достойно – так, как нужно умирать мужчине. И когда Остап, претерпев все муки, говорит: «Слышишь ли меня, батько?». И Тарас знает, как дороги для сына эти слова, говорит: «Слышу, сын, слышу». Хотя он рискует быть схваченным тотчас же, но он понимает, что для сына нет дороже награды, нет дороже утешения, чем это видение отца. Отца, который узнал, что умер я достойно, как и жил, и чести свою не запятнал.

Вот этому должен учить всякий отец — верности своему Отцу Небесному, верности своему Богу, верности своей Родине, своей семье, своей жене, своему ребенку. Отец есть фундамент этого мира, и про отца сказано, что именно имя «отец» восходит к Небесному Отцу, ибо от Отца Небесного все отцовское происходит. И сам отец не может стать подлинным отцом, если не будет взирать, молиться, ходатайствовать, предстоять своему Небесному Отцу. И кто как ни священник призван к этому?

И каждый отец в своей собственной семье, в своей собственной малой церкви играет эту роль ходатая и предстоятеля. Если он поймет, что в этом его главное назначение — молиться за свою семью, защищать своих детей, учить их вере и любви к Родине, учить их ответственности и заботе, учить их тому, как надо жить пред лицом Бога, то род наш, Церковь наша, семьи наши будут твердо стоять на ногах, и мы не будем коситься на тех людей, которые другой с нами веры, но хранят заветы своих отцов, ибо и мы научимся, как и другие народы, стоять твердо на ногах, потому что именно мужчина и отец призваны к  тому, чтобы осуществлять, и рождать, и укреплять,  и защищать веру и любовь в этом мире.