Очередное заседание Епархиального церковного суда по делу схимонаха Сергия, изверженного из сана за нарушение священнической присяги, монашеских обетов и ряда Апостольских правил и Церковных канонов, намечено на понедельник, 7 сентября 2020 года.
Схимонах Сергий (Романов) вызван на суд в качестве обвиняемого в нарушении 28 правила Святых Апостолов, что грозит ему отлучением от Святой Церкви.
«24 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил решение об извержении Вас из священного сана. Однако Вы не подчинились этому решению и не поминая своего Архиерея, продолжили совершать богослужения, в том числе Божественную литургию. 28 правило Святых Апостолов гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явную вину изверженный, дерзнет коснуться служения, некогда ему порученного: таковой совсем да отсечется от Церкви», – говорится в повестке.
Также в документе приводятся вопросы, на которые обвиняемому предстоит ответить перед судом, «дабы не быть отлученным от Церкви». Вопросы связаны с «обвинениями», озвученными схимонахом Сергием в адрес правящего архиерея в ереси, экуменизме, сатанизме, закрытии храмов и пр., что многократно было озвучено в разного рода публичных выступлениях.
«Если Вы не предоставите доказательств того, что митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл всенародно проповедовал осужденную святыми Соборами или Отцами ересь и открыто учил ей в Церкви, не дадите исчерпывающие ответы на представленные Вам вопросы, то неподчинение священноначалию будет считаться незаконным, и действие 15 правила Двукратного Собора на Вас распространяться не будет. В случае непредоставления Вами доказательств, предъявляемых Правящему Архиерею обвинений, Вы будете осуждены не только как нарушитель 28 правила Святых Апостолов, но и как клеветник, от чего да сохранит Вас Господь», – гласит текст Повестки.
Также на суд вызваны в качестве подозреваемых в нарушении 31 правила Святых Апостолов и 13 правила Двукратного Собора ряд клириков, продолживших сослужение с уже лишенным сана и не имеющим права совершать богослужения, схимонахом Сергием (Романовым).
***
6 сентября 2020 г.
СХИМОНАХУ СЕРГИЮ (РОМАНОВУ)
Ваше Преподобие!
Вы вызываетесь на заседание Епархиального церковного суда, которое состоится 7 сентября 2020 года в 12:00 в кабинете Правящего Архиерея в здании Епархиального управления по адресу: г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 6а в качестве обвиняемого в нарушении 28 правила Святых Апостолов, что грозит Вам отлучением от Святой Церкви.
24 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил решение об извержении Вас из священного сана. Однако Вы не подчинились этому решению и не поминая своего Архиерея продолжили совершать богослужения, в том числе Божественную литургию.
28 правило Святых Апостолов гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явную вину изверженный, дерзнет коснуться служения, некогда ему порученного: таковой совсем да отсечется от Церкви».
Считать решения Правящего Архиерея не имеющими законной силы и прекратить его поминовение Вы бы могли на основании 15 правила Двукратного Собора, которое говорит: «…Впрочем, сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некой ереси, осужденной святыми Соборами или Отцами, когда он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви, таковые если и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде Соборного рассмотрения, не только не подлежат положенной правилами епитимий, но и достойны чести, подобающей православным».
На видеозаписях Ваших выступлений, размещённых в сети Интернет, Вы так высказываетесь о своем Правящем Архиерее митрополите Екатеринбургском и Верхотурском Кирилле:
«Митрополиту экуменисту сатанисту Кириллу»;
«Без суда и следствия лишили меня всего … без свидетелей»;
«И лжемитрополит, сатанист, экуменист, еретик… Он не выходит, только по онлайн»;
«Предатель веры… лжемитрополит Кирилл»;
«Митрополит Кирилл заявляет, что «Урал – это африканское гетто», что «жители Екатеринбурга и области – это бесы во плоти»;
Из этих цитат следует, что Вы отделили себя от общения с Архиереем по следующим обвинениям:
1. Ереси.
2. Сатанизме.
3. Экуменизме.
4. Лишении Вас сана без суда.
5. Отказе слушать Ваших свидетелей.
6. Недопущении со стороны митрополита Кирилла прихожан на совершаемые им общественные богослужения.
7. Оскорбительных высказываниях в адрес своей паствы следующими словами: «Урал – это африканское гетто», «Жители Екатеринбурга и области – это бесы во плоти».
Учитывая серьезность выдвинутых обвинений в адрес Правящего Архиерея, а также то, что подобные фразы были сказаны Вами под видеозапись публично и многократно, Вам, дабы не быть отлученным от Церкви, надлежит ответить Епархиальному церковному суду на следующие вопросы:
1. Какую ересь, осужденную святыми Соборами или Отцами, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл проповедовал всенародно и учил оной открыто в Церкви?
2. Какие конкретно слова ереси Вы слышали в проповеди митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла?
3. Вы слышали эту проповедь лично или в записи?
4. Готовы ли вы предоставить запись данной проповеди или свидетелей, которые слышали её вместе с Вами?
5. Какие конкретно случаи поклонения сатане со стороны митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла Вы знаете, были ли Вы сами свидетелем подобных фактов или утверждаете это с чьих-то слов? Готовы ли Вы привести этому свидетелей?
6. Слышали ли Вы лично от митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла слова о равноспасительности всех религий? Знаете ли Вы факты попыток митрополита Кирилла соединить все христианские конфессии в одну с сохранением богословских воззрений каждой? Можете ли привести доказательства того, что митрополит Кирилл участвовал в объединении всех религий в одну новую?
7. Вы отрицаете свое присутствие на заседании Епархиального церковного суда 15 июня 2020 года?
8. Вы отрицаете факт направления Вами 2 июля 2020 года заявления о присутствии на заседании Епархиального церковного суда Эдуарда Давидовича Ходоса с приложением прошения самого Э.Д. Ходоса?
9. Вы отрицаете тот факт, что секретарь Епархиального церковного суда игумен Вениамин (Райников) дал согласие на присутствии свидетеля Эдуарда Давидовича Ходоса на заседании Епархиального церковного суда?
10. Явился ли Эдуард Давидович Ходос на заседание Епархиального церковного суда?
11. Явились ли Вы сами на заседание Епархиального церковного суда? Просили ли Вы о переносе времени заседания и направляли ли объяснительные о причинах своей неявки?
12. При каких обстоятельствах Вы слышали от митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла следующие слова: «Урал – это африканское гетто», «Жители Екатеринбурга и области – это бесы во плоти». Слышали ли эти слова ещё какие-нибудь свидетели? Есть ли аудио или видеозапись факта произнесения митрополитом Кириллом данных фраз. Если нет, то предоставьте свидетелей произнесения именно этих фраз именно в этой форме.
13. Считаете ли Вы, что поминовение на богослужении епископа-еретика делает поминающего священника соучастником ереси поминаемого епископа? А потому, священник, желающий не оскверниться ересью, должен немедленно отложиться от своего епископа и перестать иметь с ним какое-либо общение по слову Апостола: «Ибо приветствующий его участвует в злых делах его" (2 Ин. 1:11).
14. Считаете ли Вы, что священник, долгое время сохраняющий молитвенное единство с епископом-еретиком, тем самым соучаствует в его ереси и подлежит со своим епископом одинаковому осуждению?
15. Считаете ли Вы служение Божественной литургии в католическом храме у мощей святителя Николая Чудотворца предательством православной веры?
16. Служили ли Вы сами когда-либо у мощей святителя Николая в городе Бари?
17. 9 января 2020 года Вы направили митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Кириллу письмо следующего содержания: «Ваше Высокопреосвященство! За Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, за Вас, Владыка Кирилл, всегда молимся, поминаем в церкви на Богослужениях и в келейных молитвах. В интернете выложено сотни тысяч мнений, говорят о православии, а в церкви их нет и многих ревнителей в том числе». Какие конкретные еретические высказывания и действия митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, высказанные им после 9 января 2020 года, побудили Вас прервать его молитвенное поминовение?
18. Если Вы недовольны какими-то высказываниями и действиями своего священноначалия, совершившимися до 9 января 2020 года, то какая причина побудила Вас среагировать на них с таким опозданием, кроме личной обиды на запрет проповедовать?
19. Продолжаете ли вы утверждать, что митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл на время карантина закрыл на территории Екатеринбургской епархии храмы? Можете ли Вы привести примеры храмов Екатеринбургской епархии, закрытых во время карантина по распоряжению митрополита Кирилла?
20. Продолжаете ли вы утверждать, что митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл ограничивал присутствие народа на своих службах и совершал и продолжает их совершать «только онлайн»? Можете ли вы привести пример богослужения, совершавшегося митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом в каком-либо приходском храме, которое бы транслировалось онлайн по каналам связи, причем на это богослужение не были допущены прихожане?
21. Поскольку Вы 28 августа 2020 года утверждали, что митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл «не выходит» и совершает богослужения «только онлайн», считаете ли Вы недостоверной официальную информацию Екатеринбургской епархии о том, что накануне 27 августа митрополит Кирилл совершал богослужение в Свято-Троицком кафедральном соборе без ограничения для присутствия прихожан, а 28 августа в Успенском храме Верхней Пышмы также без ограничения для присутствия прихожан?
22. Видели ли Вы сами или можете представить свидетелей того, как митрополит Кирилл когда-либо совершал Божественную литургию в медицинской маске или требовал этого от подчинённого ему духовенства?
6 правило II Вселенского Собора гласит: «Поелику многие, желая привести в замешательство, и ниспровергнуть Церковное благочиние, враждебно и клеветнически вымышляют на правящих Церквами православных епископов некия вины, не с иным каким намерением, как токмо, дабы помрачить добрую главу священников, и произвести смятение в мирном народе; того ради святый Собор стекшихся в Константинополе епископов заблагорассудил: не без изследования допускать обвинителей, не позволять всякому приносить обвинения на правителей Церкви, но и не всем возбранять. Но если кто принесет на епископа некую собственную, то есть, частную жалобу, как-то, в притязании им имения, или в иной какой либо потерпенной от него неправде: при таковых обвинениях не принимать в рассуждение, ни лица обвинителя, ни веры его. Подобает всячески и совести епископа быть свободною, и объявляющему себя обиженным обрести правосудие, какой бы веры он ни был. Если же возводимая на епископа вина будет церковная: тогда подобает разсмотреть лице обвинителя. И во-первых не позволять еретикам приносить обвинения на православных епископов по делам церковным. Еретиками же именуем как тех, которые издавна чуждыми Церкви объявлены, так и тех, которые после того нами анафеме преданы; кроме же сего и тех, которые хотя притворяются, будто веру нашу исповедуют здраво, но которые отделились, и собирают собрания против наших правильно поставленных епископов. Еще же, Если которые из принадлежащих к Церкви, за некия вины, прежде были осуждены и извержены, или отлучены из клира, или из разряда мирян: и сим да не будет позволено обвинять епископа, доколе не очистят себя от обвинения, которому сами подпали. Такожде и от тех, кои сами предварительно подверглись доносу, доносы на епископа, или на других из клира могут приемлемы быть не прежде, разве когда несомненно явят свою невинность противу возведенных на них обвинений. Если же некоторые, не будут ни еретики, ни отлученные от общения Церковнаго, ни осужденные, или предварительно обвиненные в каких либо преступлениях, скажут, яко имеют нечто донести на епископа по делам церковным: таковым святый Собор повелевает, во-первых представить свои обвинения всем епископам области, и пред ними подтверждать доводами свои доносы на епископа подвергшагося ответу. Если же епископы соединенных епархий, паче чаяния, не в силах будут восстановить порядок, по возводимым на епископа обвинениям: тогда обвинители да приступят к большему Собору епископов великия области, по сей причине созываемых; но не прежде могут они настоять на своем обвинении, как письменно поставив себя под страхом одинакового наказания с обвиняемым, если бы, по производству дела, оказались клевещущими на обвиняемаго епископа. Но если кто, презрев, по предварительному дознанию, постановленное решение, дерзнет, или слух царский утруждать, или суды мирских начальников, или Вселенский Собор безпокоить, к оскорблению чести всех епископов области: таковый отнюдь да не будет приемлем со своею жалобою, яко нанесший оскорбление правилам, и нарушивший Церковное благочиние».
Напоминаю, что согласно канонам, для обвинения епископа в ереси, Вам надлежит подтвердить известные Вам факты свидетельством ещё нескольких людей, как того требует 75 правило Святых Апостолов: «Во свидетельство против епископа не принимать еретика: но и верного одного не довольно. На устах двоих, или трех свидетелей твердо станет всякое слово».
Если Вы не предоставите доказательств того, что митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл всенародно проповедовал осужденную святыми Соборами или Отцами ересь и открыто учил ей в Церкви, не дадите исчерпывающие ответы на представленные Вам вопросы, то неподчинение священноначалию будет считаться незаконным и действие 15 правила Двукратного Собора на Вас распространяться не будет. В случае непредоставления Вами доказательств предъявляемых Правящему Архиерею обвинений, Вы будете осуждены не только как нарушитель 28 правила Святых Апостолов, но и как клеветник, от чего да сохранит Вас Господь.
Секретарь Церковного суда
игумен Вениамин (Райников)
Смотрите также:
Обращение митрополита Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)
Правящий архиерей направил открытое письмо схимонаху Сергию (Романову)
Церковный суд постановил извергнуть схиигумена Сергия (Романова) из священного сана
Заявление в связи с ситуацией вокруг Среднеуральского монастыря
Член церковного суда отец Петр Мангилев рассказал о деле схиигумена Сергия (Романова)
Заштатный клирик Екатеринбургской епархии схиигумен Сергий (Романов) запрещен в священнослужении
Комментарий пресс-службы Екатеринбургской епархии