24 августа – день блаженной кончины приснопамятного старца Николая Гурьянова, почившего в 2002 году. Для сотен или даже тысяч людей его мудрые, а часто и прозорливые советы стали ответом на мучившие их вопросы, разрешением самых сложных ситуаций, опорой всей последующей жизни. Очень многое связывает со старцем Николаем и екатеринбургский Ново-Тихвинский монастырь. Много раз бывали у отца Николая и настоятельница обители игумения Домника (Коробейникова), и духовник монастыря схиархимандрит Авраам (Рейдман), и многие из насельниц пришли в монастырь именно по его благословению. Да и само открытие монастыря было предсказано старцем.
Своими воспоминаниями об отце Николае Гурьянове поделился духовник Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря схиархимандрит Авраам (Рейдман):
– Отец Николай проявлял удивительную прозорливость, знание и того, что сокрыто в душе человека, и будущего, и того, что происходит на расстоянии. Приведу пример, может быть, очень простой. Однажды я был у отца Николая с еще одним священником и одним-двумя мирянами. Когда мы попрощались и были уже на улице, я неожиданно подумал: если старец Николай прозорливый, то он выйдет сейчас к калитке. И вдруг он действительно вышел на улицу и остановился у калитки, провожая нас.
Когда решался вопрос, в какой епархии будет открыт монастырь для уже существовавшей тогда небольшой женской общины, отец Николай твердо сказал, что монастырь будет в Екатеринбургской епархии и причем именно в Екатеринбурге. Сказал: «Сначала – приход, а потом и монастырь». Хотя тогда, в самом начале 90-х, об открытии монастыря здесь не могло быть и речи. Но случилось именно так, как и предсказывал старец.
Вспоминается еще один связанный с ним случай. Когда я в последний раз был у отца Николая, то, поскольку он был уже в очень преклонном возрасте, дерзнул у него спросить: «Отец Николай, я вас еще увижу?» Он говорит: «Да, увидишь». Вскоре после этого он уже перестал принимать людей, и несколько лет я у него не был. И вот он умер. Казалось бы, не произошло то, чего я хотел. Но мои духовные чада уговорили меня поехать на отпевание старца именно по этой причине: «Отец Николай сказал, что вы должны увидеть его, значит, нужно поехать и увидеть его в последний раз». Несмотря на свои телесные немощи, я на это решился.
Когда мы приехали, отец Николай уже лежал в гробу в священническом облачении, и лицо его, как это положено при погребении священников, было закрыто воздухом. Я думаю: «Как же я его увижу?» Но когда началось погребение, архиерей сказал, что миряне будут прощаться с отцом Николаем при закрытом лице, а духовенство — при открытом. Таковы наши православные каноны. И когда мы, священники, прощались еще раз с отцом Николаем, я имел утешительную для меня возможность смотреть несколько мгновений на его святой лик. Таким образом, предсказание его исполнилось, хотя это казалось мне уже невозможным.
Старец блаженно почил в Успенский пост, незадолго до праздника Успения Пресвятой Богородицы. И как мы говорим о Божией Матери, что Она по Успении Своем нас не оставляет, так можно сказать и об угодниках Божиих, и в частности об отце Николае, что он по преставлении своем также не оставляет нас своими молитвами у престола Господня.
Фото: из открытых источников