По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

19 августа 2020

«Освятиться, просиять и обожиться»: наставления в праздник Преображения Господня

О приближении к нашему «личному Фавору», о причастии Фаворскому Свету и о том, куда приводит нас праздник Преображения Господня, рассуждает в своем очередном наставлении иерей Даниил Рябинин, руководитель молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.

— С праздником, дорогие братья и сестры! С Праздником Преображения, который одновременно и вдохновляет, и смиряет. Ведь Господь показывает нам через уста евангелистов воочию чудо обожения, которое, однако, еще не все созерцают явно в своей жизни.

«Хорошо нам здесь», — вот слова апостола Петра, видевшего Бога «как Он есть». Это блаженство бытия осознано и опознано апостолами в момент озарения их Светом нетварной благодати, которой сиял Иисус Христос. Бог и Человек.

В удалении от всех Господь являет Себя ученикам Таким, Каким Он был от Благовещения. С обоженой человеческой природой, присоединенной к Своей Божественной природе неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно. Просто та Божественная Слава и нетварный Свет были сокрыты Им от взоров людей, непросвещенных еще благодатью Святого Духа и не очищенных покаянным трудом.

Нынче же по Своей воле Он избирает трех учеников — Петра, Иакова и Иоанна — чтобы они впоследствии могли сказать, как это по-настоящему хорошо, что даже покидать это место не хочется, а хочется вечно находиться в присутствии Бога.

Этот видимый нетварный Свет Преображения, и награда ученикам, и утешение в дальнейших суровых испытаниях. Важен сам контекст события. Господь берет апостолов и ведет их с равнины на гору Фавор. Безусловно, для уединения, ведущего к созерцанию. Созерцанию Красоты, не доступной для них среди суеты и забот многолюдной равнины. Горы и доселе считаются местом особенным, не сравнимым с другими местностями. Как писал о них русский поэт:

«Кто здесь не бывал, кто не рисковал —

Тот сам себя не испытал,

Пусть даже внизу он звезды хватал с небес.

Внизу не встретишь, как не тянись,

За всю свою счастливую жизнь

Десятой доли таких красот и чудес».

Потому и царь Давид молитвенно восклицает: «Возведу очи мои в горы»! В горах Моисей созерцает Купину Неопалимую. На горе Синай же Бог является ему же и дает Свои Заповеди. В горы предлагает Христос бежать жителям Иерусалима, пророчески предрекая его разрушение. И на горе Фавор Он показывает, как может измениться человеческая природа от соединения с Богом. Как освятиться, просиять и обожиться. «Царство Божие внутрь вас есть», — говорит Христос и это Царство показывает на Фаворе. «Все вы – во Христа крестились и Христом облеклись», — говорит апостол Павел, а значит, и наша человеческая природа, просвещенная святым крещением, не просто способна созерцать Фаворский Свет, мы можем быть ему причастны. Как каждый из нас делается причастником Божеского Естества в Таинстве Евхаристии.

Церковь утверждает, что Фаворский Свет доступен христианину, при условии покаянного и молитвенного труда, при полном молчании страстей и помыслов души и тела, при такой горячей любви к Богу, которая поднимает человека на царственные высоты благодати.

И потому, помимо вдохновения, праздник Преображения приводит нас в смиренное понимание, что мы еще далеки от нашего личного Фавора. Далеки от настоящего покаяния, гор Божественной красоты и подлинных слов: «Хорошо нам здесь Господи»! И в то же время, будем верить, что все это ждет нас, если мы сохраним звание христианина в своей жизни, будем вместе составлять Тело Христово, то есть Его Церковь, и чаять Воскресения мертвых и жизни будущего века!

 

Смотрите также:

«Покаяние, молитва и постное воздержание – признак серьезного отношения к своему существованию»: наставление на Успенский пост