Начало Успенского поста, 14 августа, в Русской Церкви соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа (или 14-го по новому стилю) 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».
Предлагаем вашему вниманию материал кандидата философских наук протоиерея Андрея Канева, настоятеля храма во имя Владимирской иконы Божией Матери города Екатеринбурга, посвященный Крещению Руси и великому князю Владимиру.
28 июля празднуется День крещения Руси (государственная памятная дата Российской Федерации, законодательно установленная 31 мая 2010 года – прим. ред.) и память настоящей легенды Русской истории великого князя Владимира. Личность яркая, непростая, интересная. Такие люди и по прошествии тысячи лет не дают покоя, их дела и поступки беспокоят, заставляют думать. В наше время, когда из каждого утюга льются мегабайты информации, любой блогер-аноним может писать все, что хочет, давать оценки событий и личностей на свой вкус, в итоге информации много, а знаний мало.
Это касается оценки жизни и деятельности князя Владимира. Что только не прочитаешь: что князь предал веру предков, когда принял христианство, насильно крестил киевлян, а тех, кто не захотел креститься, утопил в крови, что Владимир сделал неправильный выбор и тем самым «испортил» историю Руси. Ну и многое другое в этом духе – все плохо, все пропало…
Кто же ты, князь Владимир?
Владимир родился около 962 года. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и внуком знаменитой княгини Ольги. Его бабка была уже к тому времени христианкой, а отец язычником. Юный Владимир воспитывался в вере предков и прекрасно знал традиции. Русь в то время не была единой, а представляла собой мозаику отдельных племен и княжеств, которые жили и верили каждый по-своему и не считались единым народом. Поэтому борьба друг с другом была делом обычным. В этой борьбе активно поучаствовал и Владимир, когда летом 978 года он осадил Киев и с помощью обмана убил своего брата Ярополка, хотя обещал его помиловать.
Вера предков
Лозунг про веру предков красиво звучит: «Была у нас раньше вера сильных предков, а разменяли ее на веру христиан-слабаков». Язычество славян было поклонением силам природы и не представляло собой четкой структуры. Каждое племя, а то и семья почитали свое божество, духовного единства не было. Князь Владимир видя, что «вера предков» приходит в упадок, провел реформу, попытался навести порядок в почитании языческих богов, и даже ввел человеческие жертвоприношения. Он увидел, что результата не достиг, боги предков молчат и кроме раздробленности и слабости ничего не дают. Князь стал искать выход, чтобы сохранить т объединить Русь.
Выбор веры – выбор цивилизации
Всем известна история про выбор веры князем Владимиром. Про то, как к нему пришли послы, представлявшие различные религии. Выбор православия не был спонтанным. Князь глубоко интересовался вопросами веры, укрепления духа народа и послал своих проверенных людей на разведку в различные страны, чтобы посмотреть не только на обряды и ритуалы, а на то, что дает вера тому или иному народу.
Мы должны понять, что Киевская Русь того времени не могла остаться в стороне от исторических процессов. Наивно думать, что она до сегодняшнего дня так бы и продержалась в виде отдельных племен со своими божествами. Такой лакомый кусок территории очень быстро нашел бы своего хозяина. Правда уже без аборигенов. Напомню судьбу индейцев Северной Америки, они тоже вспоминают про героических предков и их сильную веру, сидя в резервации. Если бы не выбор князя Владимира территорию славян давно бы поделили между набиравшими силу европейскими государствами и степными кочевниками. Или вот еще одна задумка, вполне свежая: «… следует избегать создания единых церквей на более или менее обширных русских землях. В наших же интересах, чтобы в каждой деревне была своя собственная секта со своими представлениями о боге. Даже если таким образом жители отдельных деревень станут, подобно неграм или индейцам, приверженцами магических культур, мы это можем только приветствовать, поскольку тем самым разъединяющие тенденции в русском пространстве ещё более усилятся…» Отгадайте, чьи это идеи совпадают с мыслями любителей «старины и веры предков»? Правильно, А. Гитлера.
Поэтому выбор веры имел важнейшее цивилизационное значение. Наши предки взяли христианскую веру великой Византии, самого на тот момент мощного культурного центра, приобщились к цивилизации православия, сохранили и развили ее. И это повлияло не только на судьбу самого князя, киевлян или России. Это шаг, который оказал решающее значение на общемировую историю.
Крещение Руси — процесс долгий
Из русской истории мы знаем, что князь Владимир был далеко не первый, кто выбрал Христа. Еще в 860 году князья Аскольд и Дир после похода на Константинополь приняли крещение. Свидетель этих событий знаменитый константинопольский патриарх Фотий писал, что послал к русичам епископов для крещения народа: «Приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием предаются христианским обрядам». Археологические данные говорят, что в культурных слоях IX века по всей территории русской равнины встречаются нательные кресты.
В войсках деда князя Владимира Игоря уже не мало воинов христиан, их упоминают в мирных договорах с греками. Бабушка князя Владимира княгиня Ольга приняла православие, крестившись в столице Византии, примерно в 957 году. В Киеве появляются храмы, в летописях известно упоминание церкви в честь пророка Ильи. Торговые отношения с греками также добавили количество христиан. Христианами были соседи русичей поляки, болгары, чехи. Уже создана был славянский алфавит, переведены книги, богослужение служилось на понятном языке. Так что для киевлян призыв князя ко крещению не был чем-то совсем уж неожиданным.
Выбор веры — не только политика
Князь Владимир был цельной натурой, если уж предавался непотребствам, то по полной программе. Если начал искать истинную веру, то в первую очередь для себя и по-настоящему. После бесед с послами от различных народов, после возвращения разведки, князь советовался с дружиной и внутренне созревал к тому, чтобы принять крещение. Внешние обстоятельства, в которых проявляется Промысел Божий подтолкнули его к конкретному решению. Византийский император Василий II нуждался в сильном войске для подавления внутреннего мятежа, он обратился к князю Владимиру за помощью, пообещав выдать за него свою сестру Анну. Условием было крещение князя русичей. Князь Владимир для того, чтобы все состоялось благополучно, выдвинулся во главе сильного корпуса и в качестве демонстрации силы захватывает византийский город Корсунь (Херсонес). Зачем? Все просто: чтобы не обманули, времена-то не простые, да и греки тянут с женитьбой на принцессе. После захвата Херсонеса, князь крестится, получая в крещении имя Василий – «Царский», так переводится это имя с греческого языка. Женится на принцессе Анне, возвращает Византии Херсонес. Император получает сильное войско и принуждает всех врагов к миру, Владимир возвращается в Киев. Это внешняя канва событий.
В летописях отражается и внутренние обстоятельства крещения Владимира. Мы узнаем, что князь перед крещением проходит оглашение, то есть ему рассказывают о православной вере. Он осознанно входит в крещальную купель и выходит из нее совершенно другим человеком. Там в Херсоне он по-настоящему встречает Христа и кардинально меняется, что не могли не увидеть и не оценить не только воины и приближенные, но и простые граждане.
Получив опыт встречи с Богом, князь, возвратившись из похода, предлагает этот опыт киевлянам. Это был не приказ, а предложение любящего отца: дети, я хочу поделиться с вами своим сокровищем, станьте мне родными не только по крови, но и по вере. И киевляне, видя нравственное изменение князя, доверяя ему, идут креститься. Кто захотел.
Невольник — не богомольник
В летописях нет упоминаний о восстании против князя Владимира за то, что он призвал киевлян креститься. Но упоминаются люди, которые сожалели о том, что разрушены языческие кумирни. Убивали их? Конечно, нет. Это современные выдумки про геноцид языческого населения. По археологическим данным, около Киева еще пару столетий действовали языческие капища, в самом городе свободно жили волхвы.
Христианизация не была одномоментным событием и крещение Руси, которое мы вспоминаем, это только точка отсчета. С точки зрения Православной Церкви крещение должно быть только добровольным. Церковь — это не политическая партия, которая для победы в выборах набирает правдами и неправдами количество последователей. Если человек не верит во Христа, не хочет жить по-христиански, то он не должен креститься. Иначе это будет профанация, кощунство. Совершенно бесполезный акт, истину говорит пословица: «Невольник — не богомольник». Поэтому распространение христианства на Руси проходило долго, не без сложностей. Но по-настоящему.
Князь Красно Солнышко
Именно так называли князя Владимира его соплеменники. Не потому, что он провел правильную пиар-акцию, а тому, что воплотил идеальный образ князя-отца, который заботится о народе, о его духе, мощи, о его будущем.
Вхождение Руси, посредством крещения в византийско-православную цивилизацию дало мощнейший толчок для развития русской культуры, письменности, архитектуры, искусства.
Принятие истинной веры дало возможность объединить различные племена славян в единый народ, создать единое мощное государство с неповторимым культурным обликом. Крещение Руси поставило нашу страну на уровень сильнейших государств Европы, не дало превратиться в колонию или сырьевой придаток. Это событие, повлиявшее на общемировую историю, где православная, русская цивилизация стала играть и играет важную роль.
Смотрите также:
Огнем и мечом? Миф неоязычников о кровавом крещении славян