По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

14 августа 2020

«Покаяние, молитва и постное воздержание – признак серьезного отношения к своему существованию»: наставление на Успенский пост

О духовной сути и значимости строгого Успенского поста рассказывает иерей Даниил Рябинин, руководитель молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.

— Праздник Успения Пресвятой Богородицы — не просто один из Двунадесятых Праздников нашей Православной Церкви. Это праздник, который предваряется многодневным, пусть и не таким длительным, как остальные, но строгим постом.

И смысл нашего постного труда находится как раз в подготовке к этому событию: когда Пресвятая Богородица, последовав до конца за Своим Божественным Сыном, так же уснула смертным сном, как и Он на Кресте дал смерти войти в Себя.

Истоки этой подготовки мы черпаем в образе поведения Самой Богородицы. Она была извещена о приближении Своей кончины и стала готовиться к ней как раз постом и молитвой. Как это не похоже на обычную жизнь человека на самом деле! Ведь ожидая, что время земное скоро закончится, и сроки буйства плоти и взбалмошного ума будут исчерпаны, люди стараются «урвать от жизни все», что им еще возможно.

Покаяние, молитва и постное воздержание – признак серьезного отношения к своему существованию здесь, в этом временном мире, с временной иллюзорной, если она исполнена страстями, жизнью.

По примеру Богоматери, Которая постилась перед Своим Успением, и христиане первых веков стали поститься многодневным постом перед ежегодным воспоминанием этого события. Именно о таких обычаях напоминал Патриарх Константинопольский Лука на Соборе в 1166 году, когда был регламентирован порядок и устав Успенского поста по единому образцу. Это не значило, что 11 веков до этого поста не было. Это означало лишь то, что уже существующая тысячелетняя традиция была оформлена в уставе жизни Церкви по одинаковым правилам для всех. Поэтому, когда говорят, что Успенский пост – самый молодой, или самый поздний пост, то забывают, что сам праздник Успения Пресвятой Богородицы и послужил причиной его возникновения, а праздник имел исток в событии, относящемся к первому веку существования Церкви.

Из-за величественности и значимости этого праздника и пост очень значим, а, следовательно, строг по своему уставу. Лишь однажды, на праздник Преображения Господня мы вкушаем рыбу этим постом. В остальные же дни строгость его соответствует уставу Великого поста. Недаром в некоторых народных выражениях праздник Успения именуют еще Осенней Пасхой.

Помимо особого отношения к Пресвятой Богородице, Церковь делает акцент на прославлении Христа Спасителя особыми днями: почитанием Древ Креста Господня, Преображения и собственно Успения, где Христос принимает Марию в Царство Небесное. В народе эти дни получили название Спасов, а поскольку ощущение дара жизни идет рука об руку с принятием даров Земли, то к каждому празднику присоединили наименование получаемых даров: Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый Спас, соответственно 14, 19 и 28 августа.

И пусть пост идет всего лишь две недели, с 14 по 28 августа, он насыщен духовными событиями. И каждый христианин может принести Богу свою собственную жертву своим молитвенным, постным и милосердным трудом. Душа находится не в обстоятельствах поисков гастрономического разнообразия, а в огне любви, который источается нашим молитвенным сердцем, а пищей для этого огня и может послужить постное жертвоприношение: отказ от яств и удовольствий ради Бога. Ради любви. Ради себя. По примеру Пресвятой Богородицы.

С праздником, дорогие братья и сестры! С духовным Успенским постом!

Действующие лица