Об Иоанне Крестителе – Предтече Господнем, живущим Одним Богом и проповедью о Грядущем Слове, проповеднике, жизнь которого не расходилась со словом, рассказал в праздник Рождества Иоанна Предтечи иерей Даниил Рябинин, руководитель молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.
– Чудесный человек и появляется на свет чудесно. Знамения и откровения, которые одновременно радуют Елизавету и Захарию, и, наказывая за сомнения, укрепляют их веру, осеняют «Большего, из рожденных женами».
Ведь он был настоящим. Проповедовал о том, чем сам жил. И с рождения вся его жизнь была посвящена Подателю Жизни, как в общем, и задумывал Господь, когда вообще создал человека по Своему Образу и Подобию.
Иоанн своей судьбой оправдывает слова Блаженного Августина: «Ты создал нас для Себя. И не успокоится душа, пока соединится с Тобой». Он родился, и стал готовить «Путь Господу», выравнивая проповедью о покаянии искореженные души для принятия Слова.
Своими словами? Нет! Слова Писаний были у народа, и они были всегда более глубоки, чем любые слова людей. Но их читали и не слышали. Зато видели человека, который принял назорейские обеты. Не стриг волос, постился строго, не пил вина. Ушел в пустыню. Не имел одежд и имущества. И жил по-настоящему – Одним Богом и проповедью о Грядущем Слове. Жизнью, которая не расходилась с тем, о чем он говорил, Иоанн исправлял сердца людей, согласных попробовать вернуть себе человеческое достоинство.
Проповедовал он и царю. И царь любил его слушать. Потому что как любой нормальный человек, не жил, но хотя бы мечтал о гармоничной и святой жизни. И как многие властители – был в плену собственной власти. Проповеди в доме Ирода закончились, в итоге, убийством проповедника. Тщетно ли было его слово к властителю? Да, Ирод не изменился. Но осуждал ли кто из народа Иоанна за то, что тот приходил в дом царя. Общался с ним. Проводил время с ним, а не с другими грешниками? Нет, конечно. Чем душа Ирода хуже душ других, которую тоже стоило попробовать спасти? Не получилось. Так не получилось от того, что спасение – процесс двусторонний. Спасаемый также должен приобрести решимость. И есть ли вина проповедника в том, что не заставил спастись? А как спасти нынешнего президента? Губернатора? Градоначальника? Любого начальника? Иоанн Креститель не смог крестить Ирода и исправить его жизнь. Но никто не бросает ему упреков в этом. Он делал главное: был Гласом вопиющим!
Гласом вопиющим в пустыни, называет его Господь. Пустыня – место, где обитает дьявол, и именно туда идет Иоанн, чтобы выгнать врага из его логова. Туда стекаются к нему люди, потому что с Иоанном теперь там безопасно.
Приходит Христос, и Иоанн говорит: «Ему надлежит расти, а мне умаляться». Всех людей, кому он проповедовал покаяние и крещение, он не к себе привязывал. Не последователями Иоанновыми делал. Не секту баптистов организовал, встав во главе нее. Все эти люди – люди Божии. И когда приходит Истинный Пастырь, настоящий проповедник не похищает стадо во имя свое, а смиряется и уступает, видя, что он – лишь служитель, а не распорядитель.
Когда рождается младенец – у него столько возможностей! Вся жизнь! А когда уже живет человек, то с горечью видит, что не все возможности он реализовал. Пусть же Рождество Иоанна Крестителя, человека, сделавшего все в своем служении, кого-то вдохновит, а кого-то обратит к покаянию и исправлению. С праздником, братья и сестры!