В марте – мае 2020 года воскресные школы Екатеринбургской епархии работали дистанционно. Сложные условия карантина не вынудили директоров и педагогов оставить попечение о приходских детях. В новом режиме продолжили функционирование 75% школ в больших и малых городах, деревнях и селах. Помогла разработка епархиального отдела религиозного образования и катехизации, на которую школы опирались при организации незнакомой формы деятельности.
— Советы руководителей церковно-приходских школ прошли в марте (директора обменялись мнениями в самом начале дистанта), затем в апреле и подвели итоги года в июне. В течение всего этого периода директора поддерживали друг друга. Группа директоров в WhatsApp обеспечивала практически ежедневное общение и обмен опытом. Получилась своеобразная «копилка», идеи, наработки из которой очень помогали решить появляющиеся проблемы, определить новые возможности, — рассказали в епархиальном отделе религиозного образования и катехизации.
Модель приходского дистанционного обучения традиционна: ответственный – директор воскресной школы, педагоги работают с детьми своего класса. Учителя в условиях карантина осваивали современные технологии и методы работы, тем самым развиваясь и совершенствуясь. Педсоветы перешли в онлайн-пространство – на платформы Zoom, WhatsApp. Там проводился совместный анализ деятельности, обсуждалось, как реагировать на ситуации, как помочь родителям. Важно было внимание педагогов друг к другу, старшие и опытные помогали молодым и начинающим путь в вере. В результате, в сложных условиях не только не потеряли друг друга, но и сплотились. Помогала общая молитва: со Святейшим Патриархом, с правящим архиереем, благодарственный молебен 1 июня. В педагогической деятельности помогло активное использование сайта Уралпросвет, к которому учителя обращались постоянно за материалами к занятиям и праздникам. Сотрудники сектора церковно-приходских школ Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии регулярно выкладывали ссылки на статьи, уроки, презентации о событиях церковного годового круга.
Изначально была поставлена задача сохранить и поддержать личный контакт педагогов с детьми и родителями. Причем, в условиях, когда ответственность за религиозное обучение ложилась на семьи. Педагогам пришлось перестраивать работу с родителями: от коллективной к индивидуальной. Личные встречи были заменены на телефонные разговоры. Утешение и поддержка родителей в трудных условиях карантина, сообщения о жизни Церкви и храма, помощь в решении проблем воспитания, мотивация к продолжению духовной жизни и домашнему обучению Закону Божьему – множество вопросов приходилось решать учителям.
Духовники школ обращались к родителям: «Надо чтобы вы полюбили быть рядом с детьми. Тогда и состоится совместная учеба и труд. И будет результат. Возьмите за правило, как чистить зубы или делать утреннюю гимнастику: 20 минут уделить беседе с ребенком в семейном кругу. Не ослабляйте молитву, читайте Евангелие, празднуйте особые дни вместе с Церковью! Пусть церковная жизнь остается у вас первом месте». Не все родители с готовностью брали на себя религиозное обучение. Груз дистанта в общеобразовательных школах был слишком тяжел, для некоторых воскресная школа стала дополнительной, необязательной нагрузкой. Семьи жили в сложном режиме: кто-то работает, а кто-то нет, некоторые дети уехали в деревню, не у всех есть возможность выхода в интернет. По отзывам педагогов, от 20 до 90% семей в разных классах участвовало в общей работе. Родители очень ждали, когда карантин закончится, непривычна им эта роль — законоучителей. Желание здесь главное! Относились к своим обязанностям серьёзно отдельные благочестивые семьи.
Впрочем, у разных семей оказались разные потребности, с некоторыми семьями общаться стали даже больше, чем обычно. Поддерживали добрые отношения, договаривались читать вместе утреннее и вечернее правило. Педагоги узнали больше о семьях и надеются, что тесная связь останется и в дальнейшем. Так родители и становятся первыми и лучшими помощниками учителей.
Дети очень скучали по храму, по богослужению и причастию. Они особенно радовались, когда к ним обращались духовники. Видео приветствия, беседы, уроки воспринимались почти как личное общение, очень сильно воздействовали на ребят.
Педагоги выбирали формы работы на свое усмотрение: Zoom-конференция со старшими, переписка в WhatsApp. Некоторые продолжали заниматься по программе: по заданной теме дети читали сначала Священное Писание, обращались к учебнику Закона Божия, выполняли 1-2 письменных задания в рабочей тетради, дополнительно смотрели документальные, мультипликационные и художественные фильмы. Материалы педагоги размещали в электронном дневнике на сайте или в группах в WhatsApp, где родители и дети могли задавать вопросы. А мотивировали итоговыми квестами, проводили общешкольные семейные игры.
Для детей и родителей рассылались интересные материалы для укрепления в вере. Если тема казалась особенно важной, семьи опирались на материал, подготовленный педагогами; читали с детьми книги, смотрели фильмы, анализировали и рассуждали. Совместно прошли «Школу Великого поста», но особенно это коснулось больших праздников, которые пришлись на период карантина – Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Светлое Христово Воскресение, Вознесение Господне.
В праздничные дни пригодились творческие задания. Их выполняли всей семьей, где каждый выбирал дело по душе – рисовали, пели, мастерили. В этом году социальные сети порадовали прихожан детским исполнением тропаря Пасхи, онлайн-концертами, выставками, спектаклями. Квартиры были прибраны и украшены, с помощью приходских конкурсов созданы необыкновенные кулинарные изделия, выучены стихи и песни, прихожанам приготовлены подарки. К 9 Мая писали письма солдатам и поздравления ветеранам, готовили семейную информацию для акции «Бессмертный полк» — в виде стенда в храме, онлайн-выставки, книги Памяти.
— Обобщая опыт дистанционной работы, можно сказать, что она была сложной; несмотря на это, обозначились некоторые приобретения, которые необходимо использовать в будущем. Все участники учебно-воспитательного процесса воскресных школ – дети, педагоги и родители с нетерпением ожидают окончания карантина, чтобы вернуться для личного общения в родные храмы и воскресные школы. Все-таки церковно-приходская школа – место личной встречи с Богом и Его учениками – христианами, — рассказали в епархиальном отделе религиозного образования и катехизации.