Что такое неверие апостола Фомы, как колеблется наша вера и как ее можно взрастить и укрепить, рассказал в своем слове проповеди по запричастном стихе за архиерейской Божественной литургией, которую совершил в день воспоминания о чуде уверения апостола Фомы митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл в храме-колокольне «Большой Златоуст» города Екатеринбурга.
Отец Николай напомнил, что первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой, и «анти» не означает «против», скорее всего, «напротив» или «вместо»; Антипасха – это отображение великой Пасхи Христовой.
– Празднуя Светлое Христово Воскресение, мы сегодня слышали Евангельское повествование о явлении Воскресшего Христа апостолам. Сначала Господь явился своим ученикам, среди которых не было апостола Фомы. И когда ему рассказали о том, что Христос воскрес и явился им воскресший, и они Его видели своими глазами, то апостол Фома сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
Что же из себя представляет то, что стало, по сути, нарицательным, когда мы хотим человека обличить в его неверии, когда его можно назвать Фомой-неверой? Так ли оно на самом деле? Что это за неверие, которое проявил апостол Фома? Неужели он был каким-то скептиком или потерял совершенно веру? Нет, дорогие братья и сестры. Вера была у апостола Фомы крепкой. Мы знаем, что за несколько дней до Пасхи – за неделю, когда Христос и апостолы услышали, что Лазарь заболел, и Господь собрался идти в Иерусалим к другу своему Лазарю, то все Его отговаривали. Только Фома сказал: «Пойдем и мы и вместе с Ним умрем». Апостол Фома имел твердую веру. Но мы знаем сами, что такое вера. Мы все верующие люди, верующие православные христиане. Но можно ли сказать, что наша вера является каким-то постоянным состоянием, которое не меняется? Увы, это далеко не так. Мы вчера твердо верили даже в какую-то истину христианскую, а сегодня в нашем сознании, в нашем сердце начинают звучать нотки неверия или сомнения. Ведь представим себе, что пережили апостолы, когда их Божественный Учитель был распят, умер на кресте и был погребен? И апостол не хочет разочароваться. Он хочет иметь твердое убеждение в том, что воистину Христос Воскрес.
И мы, дорогие братья и сестры, знаем из Священного Писания, что Господь молился о том человеке, которого назвал Петром-камнем, и по учениям Церкви Петр апостол – камень, потому что его вера, его исповедание Христа как Сына Божиего, как Спасителя легло в основание Церкви Христовой, легло в основание веры, нашей веры, в том числе. И Господь молился о том, чтобы утвердилась, укрепилась в Нем вера, и тогда-то Он утвердившись обратит к вере и братию свою.
Вера наша нуждается в подкреплении. Ведь что такое вера? Вера – не только уверенность в бытие Бога. Ведь мы знаем из Священного Писания, апостол говорит, что и бесы тоже веруют. Вера – это не только признание бытия Бога, души, бессмертия души, вечной загробной жизни. Но вера – это наше единение с Богом, это наша жизнь с Богом. И мы сегодня это почувствовали. Не случайно очень часто мы читаем или слышим, что настало страшное время в нашей жизни, прежде всего, время испытания нашей веры. Все ли прошли это испытание? Все ли мы, кто сегодня здесь в храме, прошли это испытание? А не боялись ли мы потерять, может быть, здоровье, может быть, и временную земную жизнь и делали какие-то вещи, которые шли вразрез нашему внутреннему, сердечному, духовному, душевному движению?
Мы должны, дорогие братья и сестры, понимать, что вера – это еще определенное чувство. Иногда мы говорим, когда человек что-то совершает за гранью, за пределами известных пяти чувств, мы говорим, что каким-то шестым чувством мы это осознавали, чувствовали. Вот религиозное чувство можно назвать шестым, седьмым, каким угодно. Это даже не то, что может быть следствием осязания, как в случае апостола Фомы, когда явился ему Воскресший Христос и сказал: «Приди, Фома». Апостол не просится трогать руками своими Воскресшее тело, но он упал на колени: «Господь мой и Бог мой». В органе осязания уже не нуждается, и даже не физическое зрение, а зрение духовное – шестое чувство убедило апостола Фому о том, что воистину Христос Воскрес.
Это религиозное чувство, дорогие братья и сестры, нуждается в воспитании, мы должны его взращивать, как есть музыкальный слух или какое-то чувство эстетическое, утонченное чувство. Эти чувства надо развивать, как музыкальный слух, надо развивать, надо над ним работать. Поэтому и наша религиозная жизнь, наши посещения храмовых богослужений или наша домашняя молитва – это все упражнения, которые утверждают это религиозное чувство, утверждают нашу веру. И будем сегодня молиться, дорогие братья и сестры, в надежде, что Христос укрепит нашу веру, и мы будем отнесены к тем, о которых Господь сказал, что блаженны не видевшие воскресшего Христа своими глазами, но верующие. Надеюсь, что Господь нас всех утвердит, укрепит, избавит от всех напастей и не лишит нас этой великой светлой пасхальной радости. Христос Воскресе!