26 апреля 2020 года, в неделю вторую по Пасхе, Антипасхе, в день воспоминания о чуде уверения апостола Фомы, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершил Божественную литургию в храме-колокольне «Большой Златоуст» города Екатеринбурга.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления Екатеринбургской епархии иеромонах Кирилл (Корытко), благочинный Преображенского округа храмов Екатеринбурга митрофорный протоиерей Николай Ладюк, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора митрофорный протоиерей Николай Малета, благочинный Ивановского округа храмов Екатеринбурга иерей Сергий Ермолаев, настоятель храма «Большой Златоуст» иерей Виктор Явич, настоятель храма во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого) иерей Димитрий Бажанов, духовенство храма клирики Екатеринбургской епархии.
Со словом проповеди по запричастном стихе к участникам богослужения обратился митрофорный протоиерей Николай Малета. Раскрывая духовный смысл Фоминой недели, пастырь подчеркнул, что вера — это не только признание бытия Бога, но и единение с Ним, наша жизнь с Богом. Кроме того, вера — это еще и религиозное чувство, которым человек, помимо своих пяти чувств, познаёт мир. И точно также, как нуждается в развитии музыкальный слух, необходимо работать и над развитием своего религиозного чувства.
— И наша религиозная жизнь, наши посещения храмов, богослужений или домашняя молитва – это упражнения, которые утверждают это чувство, укрепляют нашу веру, — сказал протоиерей Николай Малета.
За воскресной Божественной литургией в «Большом Златоусте» митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл поздравил всех участников богослужения с великими днями Пасхи Господней, шествующей по всей земле, и пожелал насладиться этой великой пасхальной радостью, которая ни коим образом не связана ни с чем тем, чему обычно мы привыкли радоваться в этой жизни.
— Пасха — это нечто другое. Это радость внутренняя. А внутренняя радость не зависит вообще от внешних обстоятельств. (…) Это состояние внутренней свободы и принадлежности Христу — это есть большое, настоящее, подлинное человеческое счастье, — сказал владыка.
Обращаясь к сегодняшнему чтению деяний апостолов (Деян., 14 зач., V, 12-20), повествующему о том, как «руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса», владыка Кирилл напомнил, как народ выносил болящих к апостолу Петру, стремясь, чтобы его тень упала на них и исцелила:
— Даже тень апостола Петра исцеляла людей. О чем нам это говорит? О том, что мы все с вами в каком-то смысле должны являться этой «тенью» — тенью Божественного света. И когда это будет, тогда будет исцеление души и тела. А мы сегодня сильно связаны со своими внутренними немощами. Эти внутренние немощи очень часто преобладают над нашим здравым смыслом.
Правящий архиерей подчеркнул, что необходимо беречь себя и своих близких, заботиться о них, но при этом нужно, чтобы «та сила Божия, которая была присуща всем, кто искренне, по-настоящему верил в своего Творца, чтобы она была присуща хотя бы частично и нам — и тогда мы будем и живы, и здоровы».
— И мы с вами сохраним все то, что должны сохранить, — веру в Бога, искреннюю и действенную любовь по отношению друг к другу и все то, что нам нужно, чтобы здесь прожить жизнь правильно, чтобы войти в жизнь вечную с неповреждённой душой, — заключил владыка.
По окончании Божественной литургии владыка Кирилл со священниками и клиросом перед иконами праздника пропели стихиры Пасхи, после чего архипастырь окропил всех молившихся святой водой.
По завершении богослужения настоятель храма священник Виктор Явич напомнил, что впереди нас ждет Радоница — ответственный день, когда усопшие особо нуждаются в нашей молитве. В текущем году Радоница отмечается 28 апреля.
Напомним, Фоминой неделей называется сегодняшний воскресный день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.
В день Своего Воскресения, войдя дверьми затворенными и представ перед своими ближайшими учениками, Христос не встретил среди них Фому: по каким-то причинам того не было с десятью апостолами. А придя позже, тот не смог до конца поверить услышанной от своих собратьев небывалой, неслыханной вести о том, что Учитель жив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин 20:25). И увидел — через неделю, в то самое воскресенье, которое мы сегодня именуем Фоминым. «Господь мой и Бог мой!» — это восклицание Фомы и есть как бы обновление пасхальной радости, новая радость. Оттого и неделя называлась Новой. «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20:29), — отвечает апостолу Спаситель.