О смысле и духовной сути праздника Входа Господня в Иерусалим рассказал ведущий рубрики «Великопостные беседы», руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга иерей Даниил Рябинин.
— С праздником вас всех, дорогие братья и сестры! Завершилась Великая Четыредесятница нашего поста, и с сегодняшнего праздника мы вступаем в пределы Страстной седмицы.
Иногда исторические времена бывают очень даже похожи. И пусть сходства не стопроцентные, но отдельные аналогии напрашиваются сами собой. Чуть меньше двух тысячелетий назад руководство города Иерусалима отчаянно протестовало тому скоплению народа, что вызвало празднуемое нами сегодняшнее событие.
Господь входит в Свой город, и этот вход оказывается настолько долгожданным в среде людей, истосковавшимся по хорошим новостям, как бы сейчас сказали, что все оказались на улицах и площадях.
Люди знали, Кто такой Иисус. Одни во всеуслышание исповедали в Него веру как в Сына Божьего. Иные почитали его за пророка или чудотворца, великого проповедника. Но каждый счел своим долгом участвовать в торжественной встрече и праздновании.
Всем известны восклицания людей: «Осанна в вышних! Благословен Идущий во Имя Господне!». С умилением и радостью народ постилал под Его ноги одежды и пальмовые ветви. И никакой карантин не смог бы в этот день изолировать людей от Бога и совместной встречи Его пришествия, потому что несмотря ни на какие угрозы, люди того времени смогли в этот день расставить приоритеты.
Да, буквально в течение недели духовный подъем народа в результате активного распространения ложной информации об Иисусе Христе, Его словах и делах, угаснет. Но это уже история Страстной седмицы.
Городские власти были отчаянно недовольны поведением горожан и гостей Иерусалима. Некоторые даже выговаривали Спасителю за поведение и речи народа. Но все было бесполезно. Никакая стража, никакая гвардия не смогла бы остановить такое стечение людей к Храму, к которому и проследовал Господь. О чем этот пример говорит? Лишь о том, что любая тьма, опасность и заговор в страхе отступят от света сердец огромного количества людей. Людей, которые захотели быть с Богом вблизи, не из уютных изолированных комнат и домов или созерцая великие дела со своих балконов, как постороннюю трансляцию. Людям праздника, который мы празднуем, было важно стать участником и очевидцем этого события. Лично услышать Его слова о Храме – что это Дом молитвы, и приходить в Храм надо для молитвы. Молитва для верующего – это первое дело его совести, той самой совести, на страже которой стоит сам Господь, а значит и для посторонних дело моей совести – неприкосновенно. Ведь ее свободу оберегает Сам Бог. Оберегает от греха, от искушения. И мы ценим эту дарованную Господом свободу нашей совести и свободно возвращаем ее Ему в наших молитвах. А в эти святые дни, особенно в наших храмовых, церковных молитвах памятуя о том, что Христос, войдя в Иерусалим, прежде всего направился в Храм. Это событие мы сегодня празднуем. Этим праздником живем. И заботой о своих храмах прославляем Того, Кому они и посвящены.