В дни «карантинных каникул», связанных с ситуацией распространения коронавируса, епархиальный миссионерский отдел и Екатеринбургская духовная семинария подготовили духовно-просветительский проект «Читаем акафист», призванный раскрыть красоту акафистного пения и познакомить с наиболее чтомыми акафистами.
Чтение акафистов обогащает духовную жизнь верующего человека. В нынешней непростой ситуации чтение акафиста каждым прихожанином или семьёй может стать отрадой и утешением, позволит усилить домашнее моление, отмечают организаторы проекта.
Второй акафист, с которым мы продолжим знакомство с хвалебными песнопениями — акафист святому великомученику и целителю Пантелеимону.
— Как и всякий акафист, он является хвалебно-благодарственным песнопением, — рассказал преподаватель кафедры церковно-практических дисциплин Екатеринбургской духовной семинарии иеромонах Герасим (Водовозов). — Сам по себе жанр акафистов призван передать человеку, читающему их, во-первых, исходя из самого определения, хвалебное и благодарственное чувство по отношению к Богу или святым, а во-вторых, представление о деяниях Божиих или же, соответственно, Его святых. Что касается акафиста святому Пантелеймону, то он является одним из любимых текстов народного благочестия. Это связано во многом с личностью и историей святости прославленного великомученика.
Акафист был составлен в 1860 году и был одобрен к печатанию в Санкт-Петербургском духовно-цензурном комитете, только сперва необходимо было, чтобы его рассмотрел преосвященный Елпидифор, архиепископ Таврический и Симферопольский. Но преосвященный Елпидифор вскоре скончался. Чуть позже при составлении описи имущества почившего архиерея среди его документов нашлась рукопись «Акафист св. великомученику Пантелеймону», которая была уже просмотрена и одобрена цензором. Синод в таком случае определил, чтобы оценку текста акафиста дал также Антоний, епископ Кишиневский. Преосвященный Антоний, выполнив поручение Синода, в частности заключил: «Написан православно, может быть одобрен к напечатанию и употреблению для назидания верующих в Церкви Православной». Так русские верующие получили возможность хвалить и славить святого Пантелеймона чтением акафиста в его честь. Как позже выяснилось, акафист был написан за пределами России, правда русским автором, коим был схимонах Аркадий, насельник Пантелеймоновского монастыря на Афоне.
Жанр акафиста призван даровать молящемуся чувство благодарения и хвалы. Это касается и акафиста Пантелеймону. Сам святой, как известно, прославился тем, что был безмездным врачом, чье сердце никогда не оскудевало в сострадании к больным и немощным людям. В акафисте мы встречаем следующие слова: «Избра́нный страстоте́рпче Христо́в и врачу́ благода́тный, ту́не подая́й неду́гующим исцеле́ния, пе́сньми восхваля́ем тя, засту́пника на́шего» (Кондак 1-й). В этом плане святой Пантелеймон явил пример уподобления Господу нашему Иисусу Христу, благовествовавшему нищим (см. Лк.4:18), исцелявшему всякую болезнь и всякую немощь (см. Мф.4:23), призывавшему увечных, хромых и слепых на пир Божьего милосердия (см. Лк.14:21). Святой целитель в полной мере исполнил заповедь Христову, учившему о необходимости безвозмездно помогать больным и нищим, поскольку таким образом, говорил Господь, «блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк.14:14). Без сомнения, что святой Пантелеймон уже обрел вечное блаженство у престола славы Божией, как сказал некто, услышав указанное обетование Христово: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лк.14:15).
Таким образом, чтение акафиста святому великомученику и целителю Пантелеймону имеет немалое значение для верующих. К нему обращаются в молитве как за себя, когда мы в наших скорбях, доставляемых болезнями и слабостью, ищем божественного утешения, так и за родных и близких, когда из сочувствия и переживания возлагаем надежду на Божию милость по молитвам святого Пантелеймона. Господь учил: «Просите, и дано будет вам» (Мф.7:7), поэтому просить ходатайства и покровительства у великомученика Пантелеймона это дело доброе и богоугодное, если только желание это происходит от чистого, смиренного и сострадательного сердца. При всем том, важно помнить, когда мы что-то просим у Бога и Его святых, что на все — воля Божия. Ведь и сам святой Пантелеймон предал свою жизнь в волю Божию, он сам перенес скорби и болезни, претерпел страдания за Христа и понес свой крест с христианским терпением и достоинством. Можно не сомневаться, что когда мы, обуреваемые недугами, обращаем свой молитвенный взор к нему, то он богоподобным своим духом в полной мере понимает нас и сострадает с нами, и, как «пречестный сосуд, изливает исцеления» (см. Икос 11-й).
Ссылка на акафист святому великомученику и целителю Пантелеймону: https://azbyka.ru/days/caa/516
Смотрите также:
«Читаем акафист»: начинаем знакомство с хвалебными молитвами