О том, что все в этом мире определяется промыслом Божиим, и что живя с Богом, будучи в молитвенном общении вместе со всей Церковью, человеку не страшны никакие жизненные обстоятельства, напомнил пастве иерей Константин Корепанов за архиерейской Божественной литургией, которую совершил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл в храме в честь Сретения Господня села Сылва Шалинского благочиния.
В начале своей проповеди отец Константин напомнил слова, которыми начинается 17 кафизма, читающаяся при погребении всякого православного христианина: «Блаженны непорочнии в путь ходящии в законе Господни» – блажен человек, который непорочен:
– Но разве может быть непорочным человек, который, как говорит Священное Писание, даже один день проживет на земле и согрешит. Даже младенец, только вдохнувший воздуха этого мира, уже не может считаться непорочен. Как же мы говорим: «блажен непорочен»? Стало быть, нет никакой надежды, ибо нет непорочных людей. Но Священное Писание свидетельствует иначе. Это мы привыкли мерить непорочность человека, но непорочность – это вера человека в Бога и построение своей жизни на основании этой веры. Когда человек, живущий вот так вот, на этой земле среди этих каменных стен, лесов, полей, джунглей, морей, скал, воздуха, животных, людей, тем не менее, знает, что все в этом мире управляется не ветрами и течениями, не людьми и начальниками, ни князьями и банкирами, а Богом. Именно эта вера, когда человек исповедает, что все в его жизни определено и управляется Богом. Вот этот человек, который строит свою жизнь на основании этой веры, становится непорочен, и он воистину блажен. Но каково это – возложить все упование на Бога, и среди мира, в котором никто Его не видит, казалось бы, и никто Его не знает, как думается, все свое миробытие построить на основании бытия Бога? Вот зашел человек в мой дом – что ему надо? Его прислал Бог. Вот пришла болезнь к моему ребенку, прицепилась – наверное, заразил кто-то? Нет, это Бог даровал болезнь твоему ребенку, чтобы ты, вспомня о Боге, прибежал в храм и помолился, через эту молитву освятивши и себя, и сына своего. Вот случилось горе какое-то, умер близкий человек, как однажды описывает случай преподобный Паисий Святогорец: пришел к нему некий пожилой человек, пришел в горе и слезах и говорит: «Батюшка, что мне делать? Я воевал на Второй мировой войне, и был такой случай – нас было два товарища-земляка из одной деревни, и у нас осталась последняя капля воды во фляжке, и я выпил ее. Он просил меня поделиться, а я не смог, я очень хотел пить. Через пять минут моего товарища убили. Я не могу забыть его, мне стыдно, что я так сделал». Преподобный Паисий говорит: «Так устроено было Богом, чтобы товарища твоего убили, а ты всю жизнь за него молился, ибо больше за него молиться некому». Все в мире определяется промыслом Божиим. Нет ничего случайного в этом мире, совершенно ничего. Но поверить в это – является подвигом для человека.
Мы убеждены, что мир управляется случайным стечением обстоятельств, мы приходим в храм просто потому, что привыкли, просто потому, что это определенная часть культа и культуры, мы делаем это потому, что нас кто-то научил или просто нечего делать, но когда приходит беда, мы тут же забываем о Боге – значит, нет в нас веры. Священное Писание в Псалтири говорит: «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх» – то есть, там боимся и страхуемся, где страха никакого нет. Потому что, единственное, кого должен бояться человек, это Бог. Бог. Живой. Наполняющий все. Присутствующий здесь, всей максимально принимаемой нами полнотой, которую мы можем воспринять нашими чувствами, умом, верой, но Он присутствует здесь, всей полнотой телесно. Ибо мы сейчас причастились, а вы сейчас будете причащаться Его животворящего Тела и Крови. Он здесь, чтобы слышать, и принимать все наши шепоты, молитвы и плач и говорить: «Не бойся. Не бойся, малое стадо, ибо Бог, которому вы верите, сильнее всех в мире, только веруйте. Ибо вера есть тот инструмент, который может обеспечить нам воздействие Бога в нашей жизни. По вере вашей будет вам. Веруете – получите. Не веруете – Он ничего не сможет сделать, мы закрываемся от Него. И поэтому надо стоять в вере. Надо исповедать свою веру именно тогда, когда очень трудно это сделать. Когда весь мир боится вещей совершенно реальных, как кажется. Тем не менее, реален в этой жизни, действителен в этой жизни, жизненен в этой жизни, только Бог. И мы пришли к Нему.
В Великом повечерии, которое часто читается во время Великого поста, есть достостлавное великое песнопение, которое постоянно повторяет слова «Яко с нами Бог». И там говорится: «Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся, яко с нами Бог», и «если совет совещаваете (какой бы совет вы не замыслили – прим. ред.), он не состоится, потому что с нами Бог». И трудные времена попускаются Богом для того, чтобы мы вспомнили, что с нами Бог, и все свои упования возложили на Него. Почему же не получается? Вот решу с сегодняшнего дня, что все управляется Богом. И ничего не получается: боюсь, трепещу, малодушествую. На это есть причины. Есть одна причина, на которую указывает Христос, и есть одна причина, на которую указывают святые отцы. Христос говорит: «Вы не можете верить, потому что друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете». И сегодня мы слышали в Евангельском чтении – Христос исцелил одного глухонемого человека и говорит: «Никому не говорите, никому не проповедуйте об этом, оставьте это в тайне». А мы? Лишний раз попостились – звоним соседке. Лишний раз милостыню подали – кому-то надо об этом сказать. Лишнюю ночку провели на молитве, надо срочно доложить кому-то. Мы хотим прославиться от людей. Мы как фарисеи хотим, чтобы наше благочестие было очевидно другим людям, а той славы от Бога – пребывания одесную Отца, мы не принимаем. Чтобы получить от Него похвалу, надо чтобы дела нашего благочестия, молитвы, поста, милостыни, совершались в тайне. Только тогда мы приимем явно от Бога умножение нашей веры. Давайте делать все, что мы делаем, продолжать делать то же самое, но в тайне, скрывая наш подвиг от людей, не докладывая, сколько молитв вы прочитали и сколько раз вы воздержались от той или иной пиши.
А вторая причина, по которой мы не можем верить, как говорят святые отцы – потому что в вере мы утверждаемся, когда исполняем заповеди Иисуса Христа, именно заповеди Иисуса Христа – не заповеди своего священника, не заповеди своей мамы, или отца, или даже святого отца, прочитанные в книге – божественной и духовной, а заповеди Иисуса Христа. Когда мы будем делать то, что говорит Он, и делать это всегда, во всех случаях, в которые нас ставит промысел Божий: не судить, прощать, молиться за обижающих и делать то, что велит делать именно Христос – тогда мы увидим, что вера в нас возрастает. А как ей расти в нас, если мы говорим: «Господи, верую в тебя», а ничего из того, что Он велит нам делать, мы не делаем? И тогда, когда мы будем исполнять заповеди Христовы – особенно сейчас, в это непростое время, когда мир стремится разделить нас – разделить, чтобы мы закрылись в собственном страхе, собственном неверии, в собственном испуге, в собственных домах, наконец. Мы должны, веруя во Христа, вспоминать, что Церковь призвана людей соединять. И не закрывать свое сердце от людей, что бы не случилось, от ближнего нашего. Открывать ему сердце и лицо, говорить с ним, молиться за него, приходить к нему в гости и приглашать его в гости, приходить в храм, чтобы молиться вместе, причащаться вместе, потому что именно тогда, когда мы вместе – мы Церковь, мы являем здесь силу Христа. Силу Христовой любви. Силу Христовой жизни. И никакая смерть не сможет победить, пока Церковь вместе. Христос открыл тайну – Он говорит первоверховному апостолу Петру: «Вот, сатана просил, чтобы сеял вас, как пшеницу». Вы люди крестьянского труда, вы знаете, как сеется хлеб – бросается через сито, и что куда упадет – поврозь. Но Христос собирает нас вместе. Это враг хочет, чтобы мы разделились, чтобы мы были каждый сам по себе. А мы должны быть вместе. И где еще мы будем вместе, как ни в причащении Тела и Крови Иисуса Христа? В том, когда мы собираемся вместе на каждой Божественной литургии, приходим сюда вкушать Единое Тело, и через это вкушение и совместное действие в молитве, милостыне, просто в моменте, когда мы смотрим друг другу в глаза и открываем друг другу сердце через это, будем черпать силы, будем черпать жизнь, и пока мы наперекор миру не разделимся, никогда враг Церкви Христовой не сможет овладеть, не сможет одолеть, и не сможет победить во веки веков. Аминь.