О смысле прошений, возносимых к Богу во время совершения молитвы преподобного Ефрема Сирина, рассказал иеромонах Клавдиан (Меньшиков) за архиерейской Литургией Преждеосвященных Даров, которую совершили 13 марта храме в честь Вознесения Господня митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл и епископ Нижнетагильский Евгений.
— Обращаясь к Богу в молитве преподобного Ефрема Сирина такими словами: «Господи и Владыко живота моего», то есть жизни моей, мы должны осознавать и четко всегда понимать, что источник жизни – это Бог. Что вне Бога нет жизни, что в Боге истинная жизнь. И когда мы приступаем к причащению Святых Христовых Тайн, Церковь приглашает нас причаститься этой нетленной истинной Вечной жизни.
О чем же просит преподобный Ефрем Сирин Бога, от чего просит избавить его? От духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Праздность – не случайно наш народ называет праздность матерью всех пороков. Казалось бы, что плохого в праздности? Надо понимать, что праздность – это не просто отрешение от каких-то дел, это несвершение ничего благого в жизни. В Священном Писании сказано: «Удержись от зла и сотвори благо». То есть пред очами Божиими недостаточно только лишь удержаться от явных греховных преступных деяний. Необходимо также, существенно необходимо для нашего спасения совершать благие дела. Именно за благие дела нам и придется давать отчет по окончании нашей земной временной жизни перед нелицеприятным Судией и Богом. Именно за благие дела или за их отсутствие и будет совершаться над нами суд, и будет зависеть наша вечная участь. Поэтому, праздность – это недопустимая холодность по отношению к добродетелям, к исполнению заповеди Божией, это смерть души, когда человек не проявляет верности о Славе Божией и не стремится сделать ровным счетом ничего, даже самого малого дела, чтобы хотя бы чуть-чуть приблизиться к своему Творцу для того, чтобы делами утвердиться в вере. Потому что вера без дел мертва, по слову святого апостола Иакова.
Дух праздности порождает и другой дух – дух уныния. Хотя уныние не только от праздности порождается, уныние называют и дочерью гордыни, потому что, когда человек не достигает те цели, которые он в своем тщеславном воображении себе поставил, он впадает в состояние уныния – у него опускаются руки, и он забывает о силе молитвы, и не хочет признать эту силу. Уныние возникает также и от праздности, когда человек не совершает благих дел, когда он не оживотворяется исполнением животворящих Христовых заповедей, Дух Божий не посещает такого человека, его посещает дух злобы. Потому что, как опять же говорит наша русская пословица, свято место пусто не бывает. И это зиждется на Евангельском слове, что если дом крашен и не занят ничем, то в него приходят семь духов злобы и живут там, и бывает для человека последнее состояние хуже состояния первого. Поэтому, уныние – это страсть, которая связывает по рукам и ногам, это страсть, которая также умерщвляет нашу душу. Вместе с тем, надо помнить, что какой бы грех мы ни совершили, нет грехов, которых бы Господь не простил кроме хулы на Духа Святаго, о чем свидетельствует нам Евангелие. Господь Иисус Христос говорит, что то, что невозможно человеку, то возможно Богу. Именно поэтому мы просим Бога освободить нас от удушаещего нас ига уныния.
Праздность, уныние, любоначалие – страсть к начальству, властолюбия – эта страсть буквально ослепляет человеческое сердце, она не дает видеть в ближнем образ Божий, она не позволяет видеть в Церкви единое Тело Христово, она заставляет стремиться к власти, к могуществу, к каким-то правам, забывая вместе с тем об обязанностях. А главная наша обязанность – стремиться к Богу, главная наша задача в этой жизни – не почести, не какие-то самые высокие достижения, а главная задача – соединиться со Христом. И именно от исполнения этой задачи будет зависеть наша вечная жизнь. Поэтому, любоначалие – это страсть, которая действительно является камнем преткновения в духовном росте человека.
И, наконец, празднословие. Казалось бы, что плохого в грехе празднословия? Вместе с тем, не будем забывать слов Спасителя, что за всякое праздное слово даст человек ответ в день Суда, «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Именно в празднословии и через празднословие мы совершаем множество других грехов – таких как осуждение, сплетничество, клевета и другие грехи. Празднословие, освобождая и как бы отдаляя нас от возлюбленного Богом молчания, опустошает нашу душу и не позволяет нам соединиться в молитвенном предстоянии с Богом.
Молитва преподобного Ефрема Сирина заканчивается прошением о том, чтобы Господь помог нам не осуждать ближних. Надо помнить, что осуждение – это страсть, так же, как и тщеславие, казалось бы, не особо приметная. Но вместе с тем – особо опасная. Потому что именно от осуждения мы теряем все благие плоды добродетелей. Мы можем совершать множество добрых дел с Божией помощью, но если мы кого-либо осуждаем, даже явного грешника, наши благие дела вменяются ни во что перед Богом. Точно также как было с Фарисеем Евангельским, который соблюдал заповеди, однако за осуждение соделался чуждым Богу, потому что Господь пришел не для праведников, которые являются праведниками только перед самими собой, а для грешников. И потому, что Спаситель нужен не здоровым, а больным. И поэтому счастливы мы, если мы видим свои болезни, если мы эти болезни исповедуем перед лицом Божиим, особенно в эти спасительные дни святой Четыредесятницы. И наоборот, несчастны и окаянны мы, если мы не видим своих духовных болезней, если мы видим только свои добродетели, а тем паче, если добродетели эти мнимы, если мы позволяем себе суд над ближним, в то время как подлинный Суд находится в руках Божиих. Как пишет святой апостол Павел «что ты судишь ближнего твоего, стоит ли он или падает, и будет восстановлен, потому что силен Бог, восставляющий его». Поэтому, дорогие братья и сестры, не будем поспешными в оценке наших ближних. Не будем относиться к этому слишком поспешно и поверхностно. Будем лучше взирать на свою собственную душу. Достаточно нам этой работы для всей нашей жизни. Как пишут наши святые отцы, «внимай себе и довольно с тебя».
В эти святые дни святой Четыредесятницы постараемся приблизиться к Богу через исполнение Его святых заповедей, через вдумчивое, осмысленное, внимательное, покаянное произнесение и слышание церковных келейных молитв. Через пост и воздержание от всего дурного, от всего того, что препятствует нам на пути ко Христу, нашему Спасителю. Аминь.
Смотрите также: