В среду 4 марта 2020 года во всех православных храмах была совершена первая в этом году Литургия Преждеосвященных Даров – особое богослужение, которое совершается во время Великого поста по средам и пятницам. Об истории возникновения этой необыкновенной службы, а также о главном смысле святой Четыредесятницы, рассказал в своем слове проповеди за архиерейским богослужением, которое в этот день возглавил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, клирик Иоанно-Предтеченского кафедрального собора иерей Арсений Голубев.
— Литургия Преждеосвященных Даров – удивительное богослужение, которое совершается только в дни Великого поста. Оно очень давно существует в Церкви, еще в VI веке возникнув как служба, на которой могли причаститься верующие, не совершая полную Божественную литургию. Некоторым монахам и некоторым мирянам было даже позволено брать с собой Святые Дары, и причащаться дома – тогда, когда они в этом нуждались. Но затем этот чин «самопричащения» исчез из Церкви.
Сегодня Церковь совершает Литургию Преждеосвященных Даров для того, чтобы верующие, жаждущие Тела и Крови Христовых, смогли во время поста приступить к этому святому Таинству.
Отец Арсений подчеркнул, что Великий пост – это время особого «сетования», особого покаяния. И поскольку Божественная литургия связана всегда с торжеством, с праздником, то Святая Церковь постановила, что в дни Великого Поста «полная литургия» совершается только в субботу и воскресенье, а в будни ее совершение не полагается.
Пастырь добавил, что, поскольку христиане не имели возможности причаститься в будни во время всего Великого Поста, то появилась Литургия Преждеосвященных Даров:
— Верные желали причащаться, и жаждали Причастия Тела и Крови Христовых. Казалось бы, почему могла возникнуть эта служба и эта необходимость? Причащались бы верующие один раз в неделю в воскресенье или еще реже. Но нет. Они желали и стремились причащаться более часто, и эта служба возникает как результат стремления человека быть чаще со Христом, быть ближе к нему – даже не на великой Божественной литургии, но тайно, с покаянием – быть с Ним всегда.
Отец Арсений добавил, что время Великого поста – это и есть дни ожидания Христа Спасителя, встречи с Ним. С этим связана и особая атмосфера «полумрака» в храмах в это время, символизирующая дни Ветхого Завета – «дни, когда еще не пришел Христос, когда его только ждали и ожидали».
— Мы читаем отрывки из Ветхого Завета, слова пророков, которые говорили нам о пришествии Христа, в том числе пророка Исаии, который часто и много говорил о пришествии Христа и Его страданиях, о том, каков мир будет после Его пришествия.
Мы, находящиеся в некоем «раздрае», погружаемся в эту атмосферу, и, как бы возвращаемся к себе – поскольку мы забываем о том, как нам нужен Христос, и забываем о том, что мы должны стремиться к Нему. И, возвращаясь во времена Ветхого Завета, облекаясь в одежду покаяния, мы как бы возвращаем и себя в их состояние, в состояние покаяния и ожидания Христа – желания и стремления встретиться с Мессией, с Тем, Кого ожидали все древние пророки.
Священник процитировал слова апостола Павла из его послания к Коринфской Церкви, напомнив, что печаль, которую может почувствовать человек в эти святые дни Великого поста, когда «заходя в храм, казалось бы, хочется печалиться, скорбеть», бывает разной:
— Апостол Павел говорил о том, что печаль бывает ради Бога и ради мира сего. Он говорил, что печаль ради Бога неизменно производит покаяние ко спасению, а печаль мира рождает смерть. Многие из нас, заходя в храм в эти дни, не видят той радости, которая может ждать человека под покровом вот этого покаяния, под покровом этого мрака и сетования, плача о своих грехах.
Печаль ради Бога – как печаль о том, что Бог далек от нас – такая печаль бывает полезна. И она рождает у нас покаяние. Не просто какое-то уныние или безвыходное положение – мы не этого ищем, и не этого просим, и не в эту одежду облекаемся. Но именно соединения со Христом мы ищем и просим всегда.
Отец Арсений подчеркнул, что именно «эта печаль о Боге дает нам стимул наконец-то начать исполнять Его святые заповеди, уклониться от греха, посетовать о своем грехе, раскаяться в нем» и напомнил, что сейчас самое удобное и благоприятное для этого время.
— Задуматься в суматохе дней о самом главном в нашей жизни, остановиться и побыть в тишине. Обратиться к себе и к своему сердцу, и оттуда со слезами сказать: «Господи, я далек от Тебя, помилуй меня». И ничего так не бывает действенно для спасения человека как его слеза покаяния, как его желание и стремление преодолеть с Божией помощью грех и соединиться со Христом. Вот это постоянное стремление быть со Христом, быть рядом с Ним – это стремление мы часто куда-то на второй план отодвигаем, забываем о нем, а, между тем, оно и есть содержание Церкви. И сегодня Господь сподобил нас с Ним встретиться и быть с Ним.
Дай Господь, чтобы все время оставшегося поста, и не только поста, но и всей нашей жизни, провести нам в этом ожидании встречи со Христом, чтобы соединиться с Ним, принять его Дар и во веки веков пребывать с Ним до скончания века. Аминь, — завершил свое слово отец Арсений.
Смотрите также:
Митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Иоанно-Предтеченском соборе