В последнее воскресенье перед началом Великого поста — в Прощеное воскресенье — ведущий рубрики «Великопостные беседы», руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин рассуждает о нашем преображении из Адама Ветхого в Адама Нового и сравнивает всю нашу жизнь с постом в преддверии вечного блаженства.
— «Простите меня, Христа ради, дорогие братья и сестры!» Так мы обращаемся друг ко другу в этот день, взаимно прощая тех, кто и у нас испрашивает прощения. Ведь завтра – Великий пост! Завтра мы, наконец, вступаем в те дни подготовки к Светлому Христову Воскресению, к которому готовились напряженно все эти три недели.
И еще этот воскресный день — напоминание события изгнания Адама из Рая. То есть начала человеческой истории, начало жизни вне Эдемского сада, вдали от удивительного Древа Жизни, вдали от исполнения своего предназначения, по мысли преподобного Максима Исповедника: всю Землю сделать садом Эдемским.
Теперь это Земля проклята из-за человека, а в сам мир человеческий входит смерть, и странствование Адама по проклятой Земле получило еще и естественное — хотя мы-то знаем, что совершенно противоестественное ограничение — смерть. Полный и тотальный распад человека. Такое отделение души от тела, при котором ни изменить, ни повлиять на свое инвалидное существование уже решительно нельзя. Фактически, это день воспоминания того события, о котором, образно, Блаженный Августин сказал так: Адам пал и раскололся!
Для него началось время ограничений, время тяжелых трудов, время испытаний. И что удивительно, ведь эти все события можно соотнести и сравнить как раз с постом. Ведь мы, постясь, тоже идем путем ограничений, путем трудов и испытаний. Но сейчас мы-то знаем, что и зачем мы делаем. Знал ли Адам? Тоже знал. Откуда? Бог ему об этом сказал, пообещав, что Семя жены сотрет главу змия и впоследствии во всей человеческой истории Господь многократно уточнял и ободрял вестью о Спасителе иногда очень уставший и почти разуверившийся народ. На протяжении поста мы каждый воскресный день будем вспоминать то или иное значимое событие, которое утвердит нас в постном подвиге, ободрит и поддержит на пути к главному деянию спасителя на Земле – Святой Пасхе!
Адам, да и последующие поколения людей, действительно ждущих Пасху, всю свою жизнь под сенью смерти превратили в пост, поскольку разве можно было сказать в какой-то отдельный год, месяц или день, что жизнь отныне счастлива, спокойна и безмятежна, когда еще не побежден последний враг – смерть, потому что еще не дошли, не дотерпели до момента прихода Спасителя и разрушения им ада и смерти, этих «вечных оков», оказавшихся вовсе не такими уж и вечными.
А разве до сих пор мы не можем сравнить всю нашу жизнь с постом – временем труда, преддверием будущего блаженства, где Господь приготовит нам место покоя и счастья, как мы будем многократно петь на Великопостных родительских субботах: «Блажен путь воньже идеши днесь, душе, ибо уготовася тебе место упокоения…»? Конечно, можем! И, вступая в эти Великопостные дни, мы лишь подчеркиваем, что и они и все другие дни – это лишь путь нашей жизни. Путь собирания осколков в самих себе, от распавшегося в нас Ветхого Адама, через преображение в Адама Нового, Воскресшего Христа.
Но лучше склеивать, собирать, странствовать и трудиться вместе, а не в-одиночку, потому и шествуя по этому пути, мы как добрые христиане не держим между собой долгих обид и недоразумений, а если кто сам не в силах найти в себе мужество и примириться с ближним своим – и есть сегодняшний День. День Прощеного воскресения ради мира всех со всеми, потому что Христос Своим Воскресением примирил всех, и в этом мире есть место и для нас.