Очередные наставления в третью подготовительную неделю перед началом Великого поста дает руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин.
— Очередная подготовительная неделя к Великому посту называется неделей о Страшном суде. И действительно, как мотивировать себя к необходимости трудов если не тем, чтобы вспомнить и помнить всегда о том, что каждый должен будет дать ответ пред лицом Божиим за все свои дела.
Тема Страшного суда и воздаяния проходит красной нитью через богослужебные тексты Постной Триоди. Начиная с недели о мытаре и фарисее и до воскресенья пятой недели Великого поста, мы будем слышать за всенощным бдением покаянное песнопение: «Покаяние отверзи ми двери, Жизнодавче». В этом песнопении есть такие строчки: «Множество содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшного дне, суднаго…». И действительно, одно упоминание о суде, да еще и страшном доставляет человеку дискомфорт и неприятие, даже совершенно далекому от Бога и от понимания греха. Но почему происходит именно так? Почему суд – страшный? Да потому, что совесть обличает нас за наши неправедные поступки, мысли и дела. И если нам кажется очень простым сокрыть в себе под внешней личиной всё свое греховное существо, то перед лицом Божиим утаить ничего не получится. Но как прискорбно, что наше сердце трепещет только тогда, когда мы задумываемся о конце своей жизни, о том, как предстанем перед Творцом. Ведь все наши дела, которые мы совершаем, открыты Богу, а значит и сердце наше должно трепетать всякий раз, когда мы совершаем грех – преступление перед Богом, перед Его любовью к нам. В Евангелии есть прекрасные слова Спасителя из Нагорной проповеди: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебе судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу (Мф 5. 25). Потому то и призывает нас Церковь к покаянию, чтобы пока мы находимся в пути, смогли примириться с Богом, смогли изменить свой греховный путь и вернуться в Божье русло.
Но о чем сегодня говорится в Священном Писании? Как будет судить нас Бог? По количеству выполненных поклонов или молитв, может быть, по каким-то иным предписаниям? Урок притчи, которую рассказывает Христос, очень прост. Бог будет судить нас по нашему отношению к человеческим нуждам. Все остальное оказывается второстепенным пред лицом Божиим. Христос показывает простую истину: всю ту помощь, которую мы оказываем человеку, оказываем Ему самому. В этом раскрывается истина Божественной заповеди о любви к Богу и ближнему. Потому-то и учит нас святой апостол Иаков, что «вера без дел мертва» (Иак. 2.20). Наберемся решимости к тому, чтобы путь нашего восхождения к Богу был сопряжен с делами милосердия к ближнему. Ведь и мы надеемся на милость Божию, всякий раз молимся: «Оставь нам прегрешения наши, как и мы оставляем должникам нашим…».
Пусть памятование о Страшном суде будет для нас хорошим стимулом трудиться, совершенствуясь духовно, преображая мир вокруг себя делами милосердия и любви.
Смотрите также:
«Пора вставать и идти к Отцу!»: наставления в неделю о блудном сыне