Фото: opso66.ru
Региональная общественная палата вынесла отрицательное заключение по проекту федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» после проведения общественной экспертизы – так называемого «нулевого чтения», состоявшегося 17 января 2020 года. Заключение гласит, что принятие законопроекта нанесет удар по институту семьи и будет иметь негативные последствия для общества и государства.
Обсуждаемый законопроект опубликован на сайте Совета Федерации 29 ноября 2019 года. При этом в сети официально размещены два документа: законопроект о семейно-бытовом насилии от 2016 года, который был внесен в Госдуму, но не прошел и первого чтения, и законопроект Совета Федерации, подготовленный группой сенаторов. Таким образом, обсуждение в региональной палате коснулось обоих законотворческих инициатив.
Заключение подготовлено на основании экспертного обсуждения, состоявшегося в минувшую пятницу в региональной Общественной палате. Участники мероприятия отметили, что содержание законопроекта и предусмотренные им правовые механизмы профилактики семейно-бытового насилия расходятся с заявленными разработчиками целью и задачами.
В заключении Общественной палаты области отмечено, что несмотря на то, что «задачи профилактики семейно-бытового насилия сами по себе, безусловно, заслуживают поддержки» <…>, но, «вместе с тем объективно прогнозируемые последствия принятия анализируемого законодательного предложения не только не позволят решить указанные задачи, но и нанесут удар по институту семьи, повлекут рост социальной напряжённости, распространение семейных конфликтов, разрушение существующей системы профилактики правонарушений и преступлений».
Данное заявление подтверждается в документе «Заключение Общественной палаты Свердловской области по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона "О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации"» следующими доводами:
— Законодательное предложение нарушает пределы вмешательства государства в семейные отношения;
— Исследуемый законопроект характеризуется высокой степенью дефектности определений (дефиниций) основных использованных в нём понятий, таких как: «семейно-бытовое насилие», «лицо, подвергшееся семейно-бытовому насилию», «психические страдания», «физические страдания», «нарушитель»;
— Законопроект противоречит публичному порядку Российской Федерации закрепляемого законопроектом перечня оснований для вторжения в семьи со стороны органов государственной власти, местного самоуправления, государственных, муниципальных и частных организаций;
— Создание «законопроектом» правовых основ и условий для частного бизнеса.
По отношению к последнему пункту в законопроекте подчеркивается полное отсутствие критериев отбора и допуска конкретных лиц – представителей, членов, сотрудников некоммерческих организаций к «деятельности в сфере профилактики семейно-бытового насилия»: «Таким образом, речь идёт о наделении «законопроектом» практически неограниченного круга лиц совершенно беспрецедентными по объёму и юридически очень весомыми полномочиями по произвольному вмешательству во внутренние дела семьи».
Вывод заключения региональной Общественной палаты следующий:
«Анализ законодательного предложения даёт основания для выводов о том, что оно не направлено на профилактику насилия, а его принятие нанесёт удар по институту семьи, повлечёт рост социальной напряжённости, распространение семейных конфликтов, разрушение существующей системы профилактики правонарушений и преступлений, негативные последствия для общества и государства.
Действующих нормативных правовых актов в Российской Федерации в целом достаточно для защиты жертв домашнего насилия и наказания виновных лиц. Совершенствование системы профилактики домашнего насилия должно осуществляться в рамках оптимизации действующих нормативных актов и повышения эффективности их применения.
Законодательное предложение в случае его принятия вступит в существенное противоречие с фундаментальными правами человека, с публичными интересами Российской Федерации. Законодательное предложение противоречит основам государственной политики Российской Федерации в сфере защиты семьи и детей и, по мнению экспертов, не может быть поддержано.
На основании вышеизложенного Общественная палата Свердловской области предлагает учесть указанные замечания при рассмотрении «проекта федерального закона» «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации»».
В общественной экспертизе в минувшую пятницу приняли участие члены региональной общественной палаты, члены общественных палат муниципальных образований области, представители областного Главного управления МВД России, областного Следственного управления следственного комитета России, регионального Аппарата уполномоченного по правам человека, депутаты Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации, регионального Законодательного собрания, уполномоченный по правам ребенка, представители министерства образования и молодежной политики региона, министерства социальной политики региона, общественных организаций, экспертного сообщества, СМИ.
Позицию Екатеринбургской епархии в ходе общественной экспертизы 17 января представил член Общественной палаты протоиерей Максим Миняйло, отметив антиконституционную направленность предложенных законопроектов.
— Этот закон враждебен семье. Этот закон враждебен государству. И нам нужно идти совершенно другим путем, — подчеркнул священник.
Заключение Общественной палаты по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» будет направлено в Общественную палату Российской Федерации.
Смотрите также: