17 января 2020 года в зале заседаний Общественной палаты Свердловской области состоялось «нулевое чтение» проекта федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации». Председатель по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Максим Миняйло представил в ходе общественной экспертизы позицию Екатеринбургской епархии.
«Нулевые чтения» — предварительная оценка законопроектов в Общественной палате России — реальный механизм прямой демократии, развиваемый в стране с 2014 года. Цель сегодняшнего обсуждения проекта так называемого закона о домашнем насилии — подготовить соответствующее заключение и передать его в Общественную палату Российской Федерации и Совет Федерации. В обсуждении положений законопроекта приняли участие члены общественной палаты государственного и областного уровня, а также представители органов исполнительной и представительной власти всех уровней.
Обсуждаемый законопроект опубликован на сайте Совета Федерации 29 ноября 2019 года. Он был подготовлен группой сенаторов под руководством заместителя председателя Совета Федерации Галины Кареловой.
Стоит отметить, что в сети официально размещены два документа: во-первых, законопроект о семейно-бытовом насилии от 2016 года, который был внесен в Госдуму, но не прошел и первого чтения, а во-вторых, законопроект Совета Федерации. Таким образом, обсуждение в региональной палате коснулось обоих законотворческих инициатив.
— У нового законопроекта очень много и защитников, и сторонников — в обществе развернулась нешуточная дискуссия. В декабре 2019 года Общественная палата Российской Федерации предложила региональным палатам провести на своих площадках обсуждение законопроекта. В конце января ожидается его «нулевое чтение» на площадке ОПРФ, — отметил ведущий обсуждение член Общественной палаты Российской Федерации, заместитель председателя региональной Общественной палаты Владимир Ильич Винницкий.
Он подчеркнул, что обсуждение проходит на фоне, когда объективной статистики по домашнему насилию в России никто представить не может.
— Одни говорят о 14 тысячах женщин и о 10 тысячах мужчин, ежегодно погибающих от рук своих супругов. Другие – об одной-двух тысячах жертв, — пояснил спикер.
Член Общественной палаты Российской Федерации, юрист-эксперт Общероссийской организации по защите семьи «Родительское всероссийское сопротивление» Людмила Николаевна Виноградова представила присутствующим проект юридического заключения на законопроект. В целом она оценила его негативно, указав на положения, предполагающие широкое вмешательство в дела семьи.
— Я считаю, что этот законопроект ни в коем случае нельзя поддерживать, потому что он антиконституционный и антинародный.
К тому же, президент Владимир Владимирович уже конкретно сказал, что прежде чем подписывать, он некоторые законопроекты будет отправлять в Конституционный суд. И у нас есть конкретные пункты Конституции РФ, которые этот законопроект нарушает. Если мы с вами уже даже на «своем уровне» это обнаружили, то я думаю, что Конституционный суд поставит все точки над i, даже если каким-то чудом этот законопроект дойдет хотя бы до первого чтения, — отметила эксперт.
По мнению большинства участников мероприятия, в центральной дефиниции законопроекта — «семейно-бытовое насилие» — нет определенности. Под «умышленным деянием, причиняющим или содержащим угрозу причинения физического или психического страдания и или имущественного вреда» можно понимать весьма широкий спектр действий.
Также было отмечено, что спорным является определение лица, подвергшегося домашнему насилию. Вторая часть определения звучит так: «…или в отношении которых есть основания полагать, что им вследствие семейно-бытового насилия могут быть причинены физические и (или) психические страдания и (или) имущественный вред».
— Таким образом, решать, кого считать жертвой насилия, могут посторонние люди, — отметил Владимир Винницкий.
Споры вызвала и статья 12 законопроекта, где органам соцзащиты вменяется в обязанность сообщать полиции о подозрениях на семейно-бытовое насилие. Было указано на довольно широкие полномочия НКО в законопроекте. Например, согласно пункту 1 статьи 16, НКО вправе: «1) принимать участие в выявлении причин и условий совершения семейно-бытового насилия и их устранении;». «2) …содействовать примирению лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию, с нарушителем;» и так далее.
Заместитель начальника отдела организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних областного ГУ МВД России подполковник полиции Лилия Александровна Будкевич отметила, что в принятии предлагаемого законопроекта нет никакой необходимости, поскольку система профилактики насилия уже существует:
— У нас достаточно четко устроена система профилактики, ее круг достаточно широкий. Помощь мы способны оказать в любом виде. Дополнительного закона никакого не требуется.
Лилия Александровна также как и другие участники слушаний обратила внимание на то, что законопроект противоречит Конституции Российской Федерации:
— Этот законопроект является нарушением конституционных прав. И никогда органы внутренних дел не пойдут на то, чтобы до судебного решения выносить какие-то предписания и запреты, даже временные, для того, чтобы ограничить конституционные права других людей.
Подполковник полиции также добавила, что предлагаемый законопроект никаким образом не направлен на защиту несовершеннолетних детей, он носит заявительный характер:
— Мы же говорим о том, что дети в силу своего возраста не могут заявить о таком правонарушении. Если мы и получаем такую информацию, то это образовательные учреждения и медицинские организации.
В ходе обсуждения ряд участников высказались о достаточности действующего российского законодательства для профилактики семейно-бытового насилия и о необходимости проанализировать имеющиеся механизмы и сделать их применение более эффективным. Об этом также заявил региональный уполномоченный по правам ребенка Игорь Рудольфович Мороков.
Позицию Екатеринбургской епархии в ходе общественной экспертизы представил член Общественной палаты протоиерей Максим Миняйло. В начале выступления он передал собравшимся приветствие митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, а также напомнил о позиции Патриаршей комиссии по делам семьи, защиты материнства и детства по отношению к законопроекту о домашнем насилии:
— Наша епархия, безусловно, присоединяется к мнению комиссии. Законопроект содержит целый ряд правовых дефектов, что делает его принятие недопустимым. Даже не будучи юристом, читая этот закон, понимаешь, что нам предлагается какая-то «новая реальность», не связанная ни с уголовным преступлением, ни с административным правонарушением.
Отец Максим отдельно подчеркнул, что «этот закон открывает для нас угрозу разрушения семьи».
— Семья – это очень тонкая вещь, и регулирование здесь должно быть самым деликатным, — отметил клирик — Для того чтобы помочь примирить семью, чтобы не навредить, нужно быть большим профессионалом и человеком с большой душой.
Также пастырь напомнил, что данный законопроект имеет «зарубежные» корни: он противоречит традиционным ценностям, которые проповедуются основными конфессиями. Священник подчеркнул, что в представлении традиционных религий, «насилие — это грех, это зло».
— Этот закон враждебен семье. Этот закон враждебен государству. И нам нужно идти совершенно другим путем, — подчеркнул священник. — Патриарх уже поднял вопрос о том, что у нас нет закона о многодетной семье. И президентом уже поставлен вопрос о низкой рождаемости и вымирании нации. А где эта нация рождается и воспитывается? Только в семьях. Войну выиграли многодетные семьи и они же построили это государство.
Таким образом, большинство участников общественной экспертизы высказались против предложенных законопроектов в силу их антиконституционности, несоответствии юридическим нормам и заявленным целям.
По мнению депутата Государственной думы Максима Анатольевича Иванова, предлагаемый законопроект дублирует и подменяет имеющиеся механизмы профилактики бытового насилия.
— Необходимо не принимать этот закон, не изобретать велосипед (…), а пользоваться тем, что у нас уже есть. Механизмов вполне достаточно, — сказал депутат госдумы.
Отметим, по итогам мероприятия с учетом всех поступивших предложений планируется подготовить заключение, которое затем будет направлено в Общественную палату Российской Федерации.