По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

11 января 2020

11 января отмечается память преподобного Василиска Сибирского

11 января (29 декабря по старому стилю) Русская Православная Церковь празднует память преподобного старца Василиска Сибирского, чудотворца, покровителя земли уральской и сибирской, кроткого и смиренного молитвенника, делателя молитвы Иисусовой.

Старец Василиск прежде был тверским крестьянином Василием, который в 1820 году вместе с другом отставным поручиком из смоленских помещиков Захарием Богданович Верховским (в тайном постриге — Зосима) поселился в глубине Сибири, в уединенном и пустынном месте для безмолвного жительства и спасения душевного. В 40 верстах от города Кузнецка Тобольской (в то время) епархии с по­мо­щью бла­го­де­те­лей монахи по­стро­и­ли две ке­ллии и ста­ли жить от­шель­ни­че­ски. Хо­дить друг к дру­гу воз­дер­жи­вались они до суб­бо­ты, осо­бен­но в сре­ду и пя­ток хра­ни­ли уеди­не­ние. А вос­кре­се­нья и празд­ни­ки про­во­ди­ли вме­сте в чте­нии и ду­хов­ных дру­же­ских бе­се­дах, про­гу­ли­ва­ясь по пу­стын­ным окрест­но­стям. Вес­ною же, ко­гда тра­вы еще не ве­ли­ки, неде­ли по две не воз­вра­ща­ясь, хо­ди­ли по раз­ным лес­ным ме­стам, по го­рам и до­ли­нам, взяв с со­бою ог­ни­во, ко­те­лок и су­ха­рей. Доб­рые хри­сто­люб­цы из­ред­ка по­се­ща­ли пу­стын­ных стар­цев, де­лая им при­но­ше­ния. Од­на­ко де­нег они ре­ши­тель­но ни от ко­го не бра­ли, а толь­ко лишь са­мые про­стые и скуд­ные по­жерт­во­ва­ния, необ­хо­ди­мые для их про­пи­та­ния и оде­я­ния. 

24 го­да про­жи­ли стар­цы Зо­си­ма и Ва­си­лиск в пу­стыне по­чти неис­ход­но, ду­мая, ве­ро­ят­но, и окон­чить там свои дни.

Окрестные сельские и городские жители, познакомившись с пришельцами, узнали их богоугодную жизнь начали посещать их и снабжать всем нужным. В числе первых были благодетельницы, которые даже переселились из города на жительство в пустыню к монаху Зосиме и подчинили себя пустынным уставам и правила. По особенному настоянию собравшихся богомолец-просительниц, Зосима обратился для устроения общежития к Преосвященному архиепископу Амвросию I (Келембет) с просьбой уступить для водворения собранных им богомолец какой-либо из мужских монастырей в Тобольской епархии, из которых некоторые в то время были почти без монашествующих. С согласия Преосвященного, Зосима избрал Туринский Николаевский мужской, заштатный монастырь. Он лично явился в Святейший Синод с прошением об обращении заштатного Туринского Николаевского мужского монастыря Тобольской епархии в женское общежитие. Так мужская обитель начала возрождаться в виде женского монастыря.

Жители Туринска для старца Василиска, не пожелавшего жить в ограде женского монастыря, вскоре после его учреждения построили особую келью в 10-11 верстах от женского монастыря, на монастырской земле (на пашнях). Но в 1824 году по причине слабых физических сил и старости старца Василиска перевели в женскую обитель, где он 29 декабря (11 января по новому стилю) скончался, имея от роду 80 лет, и погребен близ монастырского соборного алтаря на северо-восточной стороне храма.

Вре­мя сво­е­го от­хо­да он ука­зал с точ­но­стью, на­ка­нуне ис­по­ве­дал­ся и при­об­щил­ся Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин. Кре­стья­нин, ко­то­рый слу­жил ему до кон­чи­ны, при­ло­жив свою ру­ку к гру­ди от­хо­дя­ще­го пу­стын­ни­ка, ощу­тил, что серд­це в уми­ра­ю­щем силь­но бьет­ся и ме­чет­ся во все сто­ро­ны. До са­мо­го по­след­не­го вздо­ха был он в уст­ной и сер­деч­ной мо­лит­ве и со сло­ва­ми «Гос­по­ди, Иису­се Хри­сте, Сыне Бо­жий» ис­пу­стил дух, буд­то уснул. При­чем и по ис­ше­ствии ду­ха серд­це еще дол­го в нем тре­пе­та­ло. За че­ты­ре дня, про­шед­ших до при­ез­да стар­ца Зо­си­мы, вид по­чив­ше­го не толь­ко не сде­лал­ся ху­же, но стал еще бла­го­вид­нее. Те­ло его бы­ло мяг­ким, как у спя­ще­го. Отец Зо­си­ма при­ка­зал на­пи­сать с него порт­рет, ибо по глу­бо­ко­му сми­ре­нию сво­е­му при жиз­ни ста­рец на это ни­как не со­гла­шал­ся. Пе­ред по­гре­бе­ни­ем на седь­мые сут­ки, ко­гда ста­ли вы­ни­мать те­ло стар­ца из гро­ба, чтобы спе­ле­нать в ман­тию, оно ока­за­лось гиб­ким, как у жи­во­го. Свя­той по­движ­ник был по­гре­бен близ ал­та­ря мо­на­стыр­ско­го со­бо­ра. В 1913 году над могилой старца Василиска была устроена восьмигранная каменная часовня во имя свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка. Ее по­се­ща­ло мно­же­ство бо­го­моль­цев, ко­то­рые ча­сто слу­жи­ли па­ни­хи­ды, мо­лясь о упо­ко­е­нии все­ми лю­би­мо­го и по­чи­та­е­мо­го по­движ­ни­ка.

В 1920-1922 годы Туринский Свято-Николаевский женский монастырь был закрыт и разорен. Взорван и разобран трехпрестольный монастырский храм, колокольня, каменная монастырская ограда, монашеские корпуса, разорены часовня – склеп над могилой старца Василиска, надгробные памятники и монастырское кладбище. 

Свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го бы­ли об­ре­те­ны в 2000 го­ду. Отныне они почивают в храме Всемилостивого Спаса на подворье Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря в районе Елизавет города Екатеринбурга.

Преподобный старец Василиск Сибирский прославлен в лике святых Екатеринбургской епархии в январе 2004 года.