В Уральском федеральном университете состоялось очередное заседание семинара «Диалог науки и религии», на котором шла речь о границе между различными течениями эзотеризма с одной стороны, а с другой — наукой и религией.
Докладчиком выступила специалист по философии религии Ольга Михайловна Фархетдинова, кандидат философских наук, доцент кафедры религиоведения УрФУ.
По словам организаторов семинара, многие его участники семинара ожидали, что речь пойдет о масонах, розенкрейцерах, тайной доктрине Елены Блаватской и пр. Действительно, все эти течения можно назвать эзотерическими, но Ольга Михайловна рассказывала о них лишь как об объектах научного поиска, который в настоящее время только начинается.
Ранее ни науку, ни религию эзотеризм не интересовал. Получалось, что с этих позиций его как бы и не существует. Но большой интерес к эзотеризму в молодежной среде повлек за собой пересмотр отношения к нему со стороны академической науки. Смена убеждений современных людей, смена их стремлений и надежд — вот путь в группы «закрытого типа», тайные организации, сообщества, претендующие на духовные искания. В таких условиях очень актуальны изучение и профессиональная экспертиза этих сообществ.
Ольга Михайловна сообщила, что эзотеризм не похож ни на науку, ни на философию, ни на религию, ни на искусство. В то же время, он имеет отношение ко всем этим сферам. В настоящее время (ХХ-ХХI вв.) используется термин «западный эзотеризм», который означает современную, сконструированную учеными модель, объединяющую различные течения и идеи.
Сам термин «эзотерический» можно трактовать как «внутренний, доступный только посвященным». В то же время единого определения термина «западный эзотеризм» не существует. Ольга Михайловна назвала пять главных значений этого термина: эзотеризм как синоним термина оккультизм, как тайное знание, как синоним единой «эзотерической традиции», как синоним гнозиса, т.е. высшего, откровенного, мистического знания, как структурная составляющая западной культуры. В западных странах исследованиями эзотеризма занялись достаточно давно. В Росси с 2009 года функционирует Ассоциация исследователей эзотеризма и мистицизма (АИЭМ) – научная некоммерческая организация, объединяющая специалистов гуманитарного профиля в странах постсоветского пространства, которые занимаются исследованиями в области эзотеризма и мистицизма с позиций академической науки.
Далее Ольга Михайловна обрисовала проблематику ведущих мировых ученых, как зарубежных, так и российских, занимающихся эзотеризмом.
Вывод, сделанный докладчицей, состоял в том, что эзотеризм определяет под своим именем область разномасштабных исследовательских инициатив, идущих вразрез с нормативной интеллектуальной культурой. Господствующей религиозной и интеллектуальной культурой он определяется как «другое».
В самом деле, ученые и религиозные деятели часто не задумываются об основных, определяющих особенностях современного мира. А как отмечает Ольга Михайловна Фархетдинова, «ситуация современного мира такова, что суммарно многоголосье и поливариантность могут привести к эффекту прочтения некоего общего значения» (см. О.М. Фархетдинова, «Эзотерические учения в современном мире: опыт междисциплинарного исследования»).
Напомним, организатором семинара традиционно выступает миссионерский отдел Екатеринбургской епархии во главе с председателем отдела иереем Даниилом Рябининым. Семинар работает шестой год. Его участники – ученые, в том числе естественники (физики, математики, биологи, медики), преподаватели вузов, священники, студенты.
Смотрите также:
На семинаре «Диалог науки и религии» врач-гастроэнтеролог рассказал о влиянии поста на здоровье
Теорию вероятностей в математике и православии обсудили на семинаре «Диалог науки и религии»