По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

6 декабря 2019

Школьникам расскажут про Небесную покровительницу Екатеринбурга

В преддверии 300-летия Екатеринбурга проводятся образовательные и культурно-просветительские программы для школьников. В декабре этого года стартовал масштабный региональный культурно-просветительский проект, посвященный истории и культуре Уральского края, «Мы – уральцы». В рамках этого проекта особое внимание уделено столице Урала. 

Первым шагом на этом пути станет тематический урок, посвященный дню памяти святой Екатерины – Небесной покровительницы столицы Урала.

А чтобы педагогам было легче включиться в реализацию проектов, для них разработаны рекомендации по организации и проведению городских тематических уроков, посвященных дню памяти святой великомученицы Екатерины Александрийской, и проведен методический вебинар

С чего начинался город? Какие в нем есть исторические памятные места? Самый красивый памятник города? В честь и во имя кого назван Екатеринбург? Как вообще города получают свои имена? Почему Плотинка называется Плотинкой? Как преподнести материал? Инициатива приветствуется, но можно воспользоваться и имеющимися методическими рекомендациями.  

В ходе вебинара, проведенного для учителей, автор, Ирина Яковлевна Мурзина, отметила:

– Конечно, было бы замечательно провести урок 7 декабря – в день памяти святой Екатерины, или накануне. Но мы не хотим нарушать имеющиеся у школ планы, поэтому учителя могут сделать это в любую другую удобную дату. Его можно провести в рамках уроков истории, основ православной культуры и светской этики (ОРКСЭ), изобразительного искусства или музыки. Урок можно совместить с посещением музея истории города или мультимедийного парка «Россия – Моя история». Он может дать старт творческим и исследовательским детским проектам. Игровая, творческая составляющая больше подойдет для начальной школы, а проектная – для школьников постарше. Преподнести информацию можно в ходе квестов, виртуальных экскурсий, викторин. Педагоги у нас очень творческие, поэтому наверняка они придумают множество вариантов, которых нет в методических рекомендациях. 

Обращение к истории уральского региона и его столице – Екатеринбургу – не может быть реализовано в рамках одного урока. Это должна быть системная работа. Поэтому совместными усилиями Института образовательных стратегий и Миссионерского института создан образовательный проект «Екатеринбург – мой любимый город». Для человека очень важно понимать, кто ты, где твои корни, что для тебя важно в этом мире, на какие образцы ты ориентируешься. Далеко не всегда в школе удается уделить должное внимание этим непростым вопросам, помочь детям и подросткам обрести «почву под ногами». Собственно на это и направлен проект. 

Ирина Яковлевна Мурзина, доктор культурологии, профессор, директор Института образовательных стратегий, автор книг по истории культуры Урала, подчеркивает, что проект «Екатеринбург – мой любимый город» появился не сегодня.

У него долгая история: еще в 1998 году были опубликованы первые книги для чтения (авторы – И.Я. Мурзина и Н.Г. Кряжева), разработаны программы для городских школ и Уральского государственного педагогического университета. В школах эта работа велась учителями изобразительного искусства и мировой художественной культуры. В вузах – был культурологический спецкурс «Екатеринбург – пространство культуры». Однако со временем, в связи с изменениями учебных планов и образовательных стандартов произошли существенные изменения. Где-то ушли педагоги, заинтересованные в реализации регионального компонента, где-то региональный материал вошел составной частью в другие программы и курсы, где-то было решено, что этот материал перестал быть актуальным. Сегодня мы видим, что есть потребность в восстановлении краеведческой проблематики в образовании. Поэтому мы решили, сохранив старое название, предложить обновленное содержание, отметила Ирина Яковлевна. 

По мнению разработчиков курса, детям нужны культурные образцы, с которыми они могут себя отождествлять. Необходимо формировать положительный образ малой родины, рассказывая о том, чем действительно можно гордиться. Любимое не разрушают, этим дорожат, это приумножают. Ощущение себя как части дорогого целого бережет детей от духовного нигилизма, формирует самосознание юных граждан.  

В Миссионерском институте решено взяться за разработку тем, связанных с историей Екатеринбурга, в рамках научной деятельности студентов. Сегодня они могут заниматься исследованиями не только по богословию, аскетике, истории Церкви, но и по истории православия на Урале, истории города и Екатерининского собора. 

– Ряд семинаров и практических занятий по педагогике и методике преподавания ОРКСЭ у студентов Миссионерского института с этого года будет посвящен программе екатеринбурговедения. Эти знания пригодятся им не только во время прохождения педагогической практики, но и в дальнейшей просветительской деятельности, – отмечает Наталья Александровна Дьячкова, доктор филологических наук, профессор, ректор Миссионерского института. 

Она также отвечает на вопросы скептиков, которые считают, что молодежь не интересуется историей в массе своей и такие уроки «не сделают погоды»:

– Молодежь не интересуется историей? Да, есть молодые люди, которые историей не интересуются. Они не знают, кто такие Суворов, Кутузов, Жуков… А уж тем более – кто такие святой Александр Невский или святая Екатерина Александрийская. Ну, во-первых, не вся молодежь такая. А во-вторых, даже если это и так, то не мы ли в этом виноваты? Давайте заинтересуем молодежь историей нашей страны, и начнем с малого – познакомим детей с историей их малой родины, их родного города. Недавно я была на экскурсии в мультимедийном парке "Россия – моя история". Прекрасный музей. Какие там залы,какие прекрасные экспозиции,какие знающие экскурсоводы! Наша экскурсия была посвящена истории Екатеринбурга. Мы словно бы очутились в 18 веке, своими глазами увидели и отцов-основателей города, и первый завод, и храм,с которого город начинался. Вот где нужно проводить уроки истории! А что касается скептиков,то они были всегда. Апостол называет их ропотниками: они всем недовольны,вечно ворчат,всё им не нравится,они ни во что не верят. Но мы знаем,что дорогу осилит идущий,что вода камень точит и что «с голубого ручейка начинается река». Пусть уроки,посвященные теме «Екатеринбург – мой любимый город», станут тем ручейком,с которого начнется река интереса к истории родины и любви к родному краю. Я – екатеринбуржец. А что это значит? Вот на этот вопрос и должны услышать ответ дети на уроках, посвященных истории нашего города.

Напомним, что школьные уроки, посвященные Екатеринбургу и святой покровительнице города Екатерине Александрийской – не единственное событие, приуроченное к памятной дате. С 1 по 15 декабря в столице Урала пройдет целая череда мероприятий: от праздничных богослужений и крестного хода, до концертов, фестивалей, форумов. Один из интересных моментов – творческие встречи в рамках конкурса «Екатеринбург – город святой Екатерины». Студенты – дизайнеры, художники, скульпторы, создают интереснейшие проекты, посвященные образу святой Екатерины как главному символу 300-летия Екатеринбурга. Победителей конкурса в будущем году ждут Премии, но главное – их идеи могут быть реализованы в городском пространстве. Екатерининские дни – важное явление общественно-культурной жизни городского сообщества.

 

Смотрите также:

«Уроки Екатеринбурговедения» пройдут в школах города накануне Дня святой Екатерины