По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

20 ноября 2019

«Имена для такого служения и не нужны»: наставление ко Дню ангела всех христиан

О празднике Собора Архангела Михаила и прочих всех Небесных Сил бесплотных, о святости ангелов и их служении Богу и людям в своем очередном наставлении рассказал руководители миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин.

— Церковный праздник нынешнего дня — это праздник всего Небесного воинства, а не одного лишь высшего ангела, потому что празднуется весь лик Небесного воинства всех святых ангелов под предводительством самого сильного, самого верного и самого любящего Бога — Михаила.

Мы называем ангелов – святыми, и от нашего языка, но не от почитания ускользает то, что причина их святости в самой сути их служения. Говорим: ангел, то есть вестник. Вестник понятно чей – Божий. И именно ангелость самих ангелов, то есть беспрекословное, абсолютно покорное исполнение ими своего ангельского служения, то есть вестничества, и делает их святыми. Святые ангелы, как правило, не имеют собственного имени. Немногих из них мы знаем по именам, в том числе того, чей праздник сегодня празднуется. Но имена их настоящие ведает Сам Бог, Который, как говорит книга «Откровения», раскроет все эти тайные имена. Служение ангелов ангелами – выше их имен. Григорий Палама называет их «вторыми светами», ибо в ангельском исполнении своего служения они несут Свет Божий этому миру, и чем тщательнее исполняется это вестничество, тем святее, если так вообще можно выражаться о движении вечной любви, становятся ангелы, для которых также открыт путь возрастания из Славы в Славу. И каждый из них еще, будучи личностью, имеет собственный свет, обуславливающий их любовь к Богу и их ангельское служение, и чем ярче касается Свет Божий ангельской персоны, побуждая ее к вестничеству, тем ярче в ответной любви исполнения поручения светит и сам ангел. Он не просто пропускает через себя Свет Божий, он доносит его до адресата, отсвечивая, в свою очередь, своей безукоризненной любовью и послушанием. Вот, что имел ввиду Григорий Палама, называющий ангелов «вторыми светами».

Имена для такого служения и не нужны, но даже те великие имена некоторых ангелов, что нам известны, отражают любовь к Богу их носителей, а не некое утверждение своего индивидуального содержания в имени. «Кто как Бог!?» — воскликнул ангел и стал Михаилом, утверждая в своем имени не себя, а Своего и всех Творца и Промыслителя. Архангел именем своим утверждает непреложную истину о Единичности и Уникальности Несравненного Творца, и Бог усваивает ему это почетное служение – быть возглавителем всех, кто также как и он, Михаил, может воскликнуть, что нет никаких других богов, кроме Бога Вседержителя. И Михаил – не просто останавливает и устраняет с Неба Денницу, он становится Хранителем Райских врат, куда не войдет ничто нечистое и недостойное, потому, что мерилом святости может лишь Сама Олицетворенная Святость, о Котором на все Небеса и вещал этот архангел, сутью своей познавший всю Его любовь, что и сделало его твердым, непреклонным в вере и исполнении своего ангельского служения.

Возможно, потому именно у нас на Руси так любимо это имя Михаил, ведь очевидно, что всем родителям – и минувшим, и настоящим, хотелось бы, чтобы их чада твердо и небоязненно исповедывали святую веру во Единого Бога Творца. Помимо людей, чьи имена свидетельствуют о почитании нынешнего мега-именинника, в его честь по всему лику земли русской были возведены тысячи храмов и самый известный из них: Михаило-Архангельский собор в Кремле – усыпальница всех Московских князей и место привидения к присяге государей.

Так что нынешний день имеет свое великое и богатое содержание не только в истории личной жизни Виновника Торжества, но и в огромной традиции почитания и любви к Богу — именем Архангела Михаила.

Действующие лица