В екатеринбургской студии православного телеканала «Союз» вышел первый осенний выпуск 2019 года передачи «Беседы с батюшкой». На тему начала учебного года и качества современного образования, а также о мотивации детей поговорили ведущий Дмитрий Бродовиков и гость программы проректор по учебной работе Екатеринбургской духовной семинарии иерей Константин Корепанов.
В начале передачи отец Константин поделился, почему со взрослыми людьми работать продуктивней, чем с детьми.
– Я и в школе работал, и в семинарии сейчас работаю со студентами. Содержательней всего работать со взрослыми людьми, со зрелыми людьми, в первую очередь, потому что их запросы к образованию осознанны, – отметил гость программы. – Самая большая проблема современного образования в том, что оно является обязательным. То есть хочешь ты, не хочешь, можешь, не можешь – это никого не волнует, ты должен идти и учиться. В результате получается, что к концу средней школы это не надо практически никому.
А когда встречаешься со взрослыми студентами, которые пришли учиться потому, что им это надо, они знают, что они хотят, для чего они учатся, потому что есть вопрос, есть запрос – и это рождает вдохновение у преподающего человека. Люди как-то забывают, что учитель и ученик – это синергийная система, где учитель всегда отвечает на запросы ученика. Если этих запросов нет, люди не принимают того, что ты им говоришь.
В ходе беседы Дмитрий Бродовиков и отец Константин пришли к общему мнению, что к снижению статуса высшего образования на сегодняшщний день приводит, в том числе, и то, что ребенок по завершении школы, не определившись с будущей профессией, поступает в первый попавшийся вуз. Лучшим вариантом для человека, по мнению собеседников, был бы год самообразования и осознанный за этот период времени выбор будущей деятельности.
– Вспомнить, скажем, мое время, когда выдаваемый аттестат назывался аттестатом зрелости. То есть человек зрелый, он может быть полноценным членом общества. Сейчас считается, что пока у него нет диплома о высшем образовании, он не может считаться зрелым человеком, – отметил отец Константин. – Сейчас картина потрясающая – эта пролонгация простирается на магистратуру, а не за горами то время, когда она будет простираться дальше на аспирантуру. То есть фактически полноценный человек тот, кто закончил аспирантуру. Сейчас эта идея становится актуальной. Все это, в конце концов, снижает статус и бакалавриата как высшего образования, и магистратуры, и аспирантуры, и в целом человека с высшим образованием. В сущности, все это снижает качество образования.
В завершение программы ведущий спросил совета у гостя программы, как замотивировать детей, чтобы это было в радость, в удовольствие, заряженность на успех.
– Чтобы появилась мотивация, нужно чтобы родители сами хотели учиться и всячески подчеркивали свое особое отношение к образованному человеку в присутствии детей, – ответил отец Константин. – Второе, что нужно иметь в виду, что люди разные. Папа может быть профессором и академиком, а сын не стремится к этому. Мы должны понимать, что само по себе образование – ценность, но не главная и не единственная ценность в человеческой жизни. Поэтому надо чувствовать и понимать, что есть дети, которым никогда не будет интересно учиться. «Я тебя люблю. Ты мне дорог. Я верю, что ты станешь человеком» – с этой установкой что будет с ребенком, то и будет. Мы должны понимать как родители, что есть дети одаренные к учебе, способные учиться, и надо их поддержать, надо с ними заниматься. А у этого человека не получается, так не надо надрываться, его подпинывать к тем результатам, которые нужны нам, а не ему. Он и так может стать достойным человеком. Мы, родители, должны показать, если у ребенка не получается, что обязательно найдется, что получится, потому что бездарных людей не существует.
Полную версию программы смотрите на сайте телеканала «Союз».