По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

16 августа 2019

«Ропот – это антимолитва»: глава Синодального социального отдела Украинской Церкви о том, что уводит нас от Бога

Одна из причин наших личных и общественных нестроений — ропот, недовольство. Об этом шла речь в беседе нашего корреспондента с протоиереем Владиславом Дихановым, председателем Синодального отдела Украинской Православной Церкви по социально-гуманитарным вопросам.

Отец Владислав прибыл в Екатеринбург для участия в социальной стажировке для представителей епархий Русской и Украинской Православных Церквей. Беседа с ним состоялась после архиерейской Божественной литургии в празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Протоиерей Владислав Диханов — председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви по социально-гуманитарным вопросам (с момента основания отдела в 2014 году и по настоящее время). За пять лет существования отдел предоставил помощь и оказал материальную поддержку более 300 000 вынужденных переселенцев и мирным гражданам, пострадавшим от военных действий на востоке Украины. Инициатор и ведущий специалист первой в УПЦ «горячей линии» телефона духовной поддержки «Надежда», в ходе работы которой с момента создания проекта ежегодно принимается 10-12 тысяч звонков. Основатель Миссии «Милосердие и примирение», доставившей около 7 000 тонн гуманитарной помощи в зону АТО. Организатор и куратор добровольческого движения «Добрый киевлянин», Центра гуманитарной помощи и других постоянно действующих социальных проектов.
В священном сане с 2005 года.
С матушкой Анной воспитывают пятерых детей.

 

Быть реалистом и жить днем сегодняшним – это очень важно, потому что именно сегодня совершается что-то важное: сегодня мы радуемся, сегодня мы плачем, сегодня мы скорбим, сегодня мы утешаемся, это сегодня происходит. И вот ценить сегодняшний момент очень важно, беречь друг друга важно, ценить те взаимоотношения, возможность сидеть, стоять, дышать, ходить — ценить это все, потому что день, который, не дай Бог, может все это потеряться, мы тогда будем плакать, о том, что не ценили сегодня и сейчас.

Но именно потому, что сегодня мы этого не ценим, мы это можем потерять. Поэтому цените друг друга, цените все хорошее, что есть в людях, даже в самых плохих, потому что мы называем одних людей иногда хорошими, иногда плохими не потому, что они стопроцентно хорошие или стопроцентно плохие, а потому что в одних преимущественно хорошего больше, в других преимущественного плохого.

Вы знаете, даже в самом хорошем человеке может быть червоточина, а в плохом человеке может быть что-то доброе и хорошее, об этом просто нужно помнить. Как это верно по отношению к одному человеку, так это верно целым семьям, городам, народам, странам. Все это очень условно, поэтому цените все самое хорошее, что есть у вас, в людях вокруг вас и даже в самых плохих людях.

Культура благодарности, благодарения должна быть с молодых ногтей в семье культивироваться во всем. И родители должны быть благодарны, и дите в этом воспитано. А у нас ропот, а ропот – это то, что развращает. Ропот – это настолько страшная деструктивная сила, что мы иной раз даже не представляем насколько.

Не так давно у нас с матушкой брали интервью и напечатали в «Правмире», я об этом немножко говорил, как вообще для первый раз этот грех открылся. Я был буквально только новоиспеченным священником, ко мне пришла женщина пожилая на исповедь, она долго не хотела подходить, хотя и стояла в первых рядах, я ее звал, потом подумал, что она может быть какая-то не такая. Она подошла и сквозь смущение сказала: «Батюшка, вы не переживайте, я просто не хочу утомлять людей, мне нужно немного больше времени, чем другим». Я сказал: «Ну хорошо, ждите». И когда она подошла на исповедь, начала каяться в своих греках, она фактически рассказала всю свою жизнь, она сказала, что хочет покаяться за всю свою жизнь. И через всю свою жизнь красной нитью она пронесла грех ропота, она прямо, знаете, раскрыла для меня, насколько это страшный грех, насколько это серьезный грех.

Она каялась, а я рядом с ней стоял, дрожал и плакал. Она вроде и грехи такие называла, что я даже не слышал, что так можно делать, но я вдруг понимал, что я в своей жизни никогда еще так не каялся, как кается этот человек. И я на всю жизнь тогда запомнил, что такое ропот и как он может всю жизнь человеческую извратить. И более того, что по сути, то, что, наверное, самое страшное, это то, что страдая сам, ты начинаешь заставлять страдать вокруг себя всех тех людей, которые тебя окружают  в жизни.

Тогда мне пришло сравнение того, что грех он похож на некое оружие поражения. Если любой другой грех он похож на такое единичное поражение, как пуля или как стрела. Она вылетела и поразила одну мишень, редко когда еще одну, а ропот — он похож на гранату, бомбу взорвавшуюся, радиус поражения огромный.

Человек начинает походить на некий смерч. Наверняка вы замечали в своей жизни, когда вы рядом приходите к какому-то человеку, и он начинает: «И это плохо, и то….». И ты сидишь, и тебя «качает» вместе с ним, ты как будто попал в эту воронку, в этот смерч, и ты идешь уже сам рассказываешь.

Действительно, это тяжелая штука, и главное, если мы откроем Священное Писание, то увидим, что молитва благодарения, как говорят святые отцы, одна из форм молитвы, которая очень быстро человека приводит к Богу, поставляет его перед Богом, то есть искренняя молитва благодарности после покаянной молитвы.

Но получается по этой логике, если мы не благодарим, а ропщем, то ропот — это такая антимолитва, она уводит нас от Бога. Если первая благодарность поставляет как бы в райских обителях, то вторая в чертоги адские уводит.

Можно сказать, благодарность – это лекарство от ропота. Это можно сделать даже через силу, может даже, не понимая и не осознавая. Но когда знаете, когда дети нам поверят, что будет что-то происходить, случаться, произошла экстренная ситуация, а мы встали и сказали: «Господи, Слава Богу тебе». Только после этого там помолились: «Господи вразуми как действовать дальше». То есть мы приняли то, что пришло, поблагодарили Бога, идем дальше.

Это, в принципе, то, что будет в сознании детей работать по-другому. Это не будут дети паники, дети психоза, это будут точно здоровые дети, потому что они знают, что хорошее и плохое – все случается в жизни, и это все нас делает людьми. Все испытания все наносное отпадает, а все настоящее приходит.