7 июня 2019 года – 147 лет со дня рождения Императрицы Александры Федоровны Романовой.
Царица родилась 7 июня 1872 года. В семье ее лаского называли «Sunny» («Солнышко»).
«Малышка похожа на Эллу, только черты лица у нее поменьше. Глазки все еще темные, опушенные очень черными ресницами; волосы же скорее каштанового оттенка. Она – чудесная и жизнерадостная маленькая личность, неумолимая хохотушка и с ямочкой на одной щеке – совсем как у Эрни», – писала об Аликс принцесса Алиса своей матера 14 августа 1872года.
Аликс Г. – так называл в своих дневниках будущий монарх всея Руси свою возлюбленную. «Я мечтаю когда – нибудь жениться на Аликс Г. Я люблю ее давно, но особенно глубоко и сильно с 1889 года, когда она провела 6 недель в Петербурге. Все это время я не верил своему чувству, не верил, что моя заветная мечта может сбыться…» Эту запись Наследник Николай сделал в 1892 году, и он действительно не верил в возможность своего счастья.
Родители ни под каким предлогом не разрешали ему брать в жены принцессу из столь незначительного герцогства. Император настаивал на французской принцессе (ему нужен был прочный союз с Францией!), но у Николая были свои тайные планы. Их первая встреча с Аликс произошла еще в 1884 году. И все эти годы он не мог забыть ее – стройную, голубоглазую и очень серьезную девочку из маленького немецкого Дармштадта. Будучи в гостях у своей сестры Эллы в Петербурге, Аликс приглашалась на светские мероприятия. Голубоглазый наследник был поглощен и восхищен гостьей без остатка – он влюбился! Не зная, что делают в таких случаях, Николай попросил у матери элегантную брошь с бриллиантами и тихонько вложил в руку свой двенадцатилетней возлюбленной. От растерянности она ничего не ответила. На следующий день гости уезжали, давался прощальный бал и Аликс улучив минуту, быстро подошла к Наследнику и так же молча вернула ему в руку брошь. Между ними теперь оказалась тайна: почему она ее вернула?
Он боролся за свою любовь и вот долгожданное благословение от родителей получено! Николай едет на свадьбу брата Аликс в Кобургский замок, где все уже подготовлено к тому, что Наследник Российского Престола сделает предложение Аликс Гессенской. Свадьба шла своим чередом, только Аликс… плакала.
«Нас оставили вдвоем, и тогда между нами начался тот разговор, которого я давно и сильно желал и, вместе, очень боялся. Говорили до 12-ти часов».
Любовь была слишком сильна! И она согласилась.
Об этой любви до сих пор говорят их дневники и письма. Тысячи заклинаний в любви. «Я твоя, а ты мой, будь уверен».
Сразу же после свадьбы он вернул ей бриллиантовую брошь – подарок неопытного шестнадцатилетнего мальчишки. И всю совместную жизнь Государыня с ней не расстанется – ведь это символ их любви.
Они всегда отмечали день своей помолвки – 8 апреля. В 1915 году сорокадвухлетняя императрица писала любимому короткое письмо на фронт: «В первый раз за 21 год мы проводим этот день не вместе, но как живо я все вспоминаю! Мой дорогой мальчик, какое счастье и какую любовь ты дал мне за все эти годы… Как время летит – уже 21 год прошел! Знаешь, я сохранила то «платье принцессы», в котором я была в то утро, и я надену твою любимую брошку…»
С началом войны супруги вынуждены были расставаться. И тогда они писали друг другу письма… «О, моя любовь! Так тяжело сказать тебе «прощай» и видеть твое одинокое бледное лицо с большими печальными глазами в окне поезда – мое сердце надрывается, возьми меня с собой…
Я ночью целую твою подушку и страстно желаю, чтобы ты был рядом со мной…Мы пережили так много за эти 20 лет и без слов понимаем друг друга…»
«Я должен поблагодарить тебя за твой приезд с девочками, за то, что ты принесла мне жизнь и солнце, несмотря на дождливую погоду. Я, конечно, как всегда не успел сказать тебе и половины того, что собирался, потому что при свидании с тобой после долгой разлуки я всегда становлюсь застенчив. Я только сижу и смотрю на тебя – это уже само по себе для меня огромная радость…»
Четыре дочери Николая и Александры родились красивыми, здоровыми, настоящими принцессами: папина любимица романтичная Ольга, серьезная не по летам Татьяна, щедрая Мария и смешливая маленькая Анастасия. Казалось, их любовь может все победить. Но любовь не может победить Судьбу. Их единственный сын Алксей оказался болен гемофилией и с момента его рождения из дворца навсегда исчезла лучезарная радость.
Гемофилия в начале прошлого века оставалась неизлечимой и больные могли надеяться лишь на 20-25 лет жизни. Алексей, родившийся на красивым и умным мальчиком, всю жизнь был болен.
Когда бунтующая революционная толпа заполонила Петроград, а царский поезд был остановлен на станции Дно для составления отречения от престола, Аликс осталась одна.
Дети болели корью, лежали с высокой температурой. Придворные разбежались, осталась кучка верных людей. Электричество было отключено, воды не было – приходилось ходить на пруд, откалывать лед и топить его на плите. Дворец с беззащитными детьми остался под защитой Императрицы.
Она одна не падала духом и не верила в отречение до последнего. Аликс поддерживала горстку верных солдат, оставшихся нести караул вокруг дворца – теперь это была вся ее Армия.
В день, когда отрекшийся от Престола экс-Государь вернулся во дворец, ее подруга, Анна Вырубова записала в дневнике: «Как пятнадцатилетняя девочка бежала она по бесконечным лестницам и коридорам дворца ему навстречу. Встретившись, они обнялись, и оставшись наедине разрыдались…» Находясь в ссылке, предчувствуя скорую казнь, в письме к Анне Вырубовой Государыня подводила итоги своей жизни: «Милая, родная моя… Да, прошлое кончено. Благодарю Бога за все, что было, что получила – и буду жить воспоминаниями, которые никто у меня не отнимет…Ты же знаешь, что нельзя вырвать любовь из моего сердца, и Россию тоже…Несмотря на черную неблагодарность Государю, которая разрывает мое сердце… Господи, смилуйся и спаси Россию».
В тот последний день их жизни, который сейчас отмечается церковью как День памяти святых Царственных страстотерпцев, Аликс не забыла надеть «его любимую брошку».