Последний воскресный день перед началом Великого поста – время вспомнить «с чего все началось». В нашей традиционной рубрике «Великопостные беседы» ее автор, руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин — об изгнании Адама и о нас, его потомках.
— Последний воскресный день перед началом Великого Поста – время вспомнить «с чего все началось». Нет, нет. Не то «добро зело», о котором говорит Священное Писание и чему посвящены все шесть периодов или дней творения.
Мы вспоминаем о начале жизни, вне Древа Жизни, вне благословенной земли Эдемского Сада или Рая. О начале жизни – под клятвой и в условиях неотвратимости смерти – как наказания за грех.
Но мы даже приблизительно, из времен Света Евангелия, не можем представить себе ту тьму, на которую стали обречены из-за отсутствия покаяния Адам и его потомки.
Сейчас – нам все известно, что, тем не менее, «Так возлюбил Бог мир, что послал Сына Своего Единородного». И Он – пришел, и победил «последнего врага – смерть».
А в ту пору Адам лишь слышал слова проклятия змею и Земле, слышал о скорбях и поте, которые должны были перенести они с супругой, чтобы просто жить на этой проклятой Земле. Жить – и умереть, возвратившись прахом в прах, ради удаленной надежды, почти мечты, что когда-то «семя жены сотрет главу змия». И еще – за спиной оставались теперь не достижимые родные кущи Райского сада и Древо жизни, без которого все оказалось очень скоротечным и тленным.
Мы – спасенные верой в Воскресшего Христа, с упованием ожидающие Воскресения в Жизнь Вечную, даже представить сейчас не можем ту скорбь и одиночество, которые овладели первыми людьми. Ведь никто не терял столько на Земле, сколько потерял Адам. Лишь Новый Адам пошел на еще больший «разрыв шаблонов» представления о том, что является настоящим Счастьем. Однако если первый Адам был сам виновной причиной, наследуя закономерный итог своего греха и недейственного покаяния, то Новый Адам Свою виновность сделал добровольной жертвой, будучи вне всякого греха, чтобы разрушить эту цепочку: причины и следствия. Разрушить принцип, что смерть – это плата за грех.
Когда Адам был изгнан из Рая, неизбежная смерть всего лишь останавливала развивающийся грех каждой отдельной личности, полагая предел падению. И по-другому отношения к смерти и не могло быть сформулировано. У нее негативно-позитивный смысл. Она – предел греха и, следовательно, остановка развития страдания. Но не избавление от него. Душа даже праведного человека сходила во Ад, в место, где Бога нет, как бы это удивительно не звучало. То есть после смерти никому не было надежды на встречу с Источником Жизни.
И в этом ужас и подвиг людей времен Ветхого Завета. Оставалось лишь терпеть, потеть, трудиться и ждать. Ждать Спасителя, Который все исправит, всех избавит, а саму смерть – сделает «приобретением жизни во Христе».
И начиная путь Великого поста, бросим взор на Ветхозаветных прародителей, стяжавших приход Спасителя своим терпением, своей верой и надеждой и укрепимся. Если уж они в более худших условиях дождались прихода Того, Кто Воскрес, то мы-то с Божьей Помощью тем более дождемся, трудясь постом приятным, Светлого Христова Воскресения – Пасхи!
Смотрите также:
Начало пробуждения и пути ко Христу Воскресшему: великопостные наставления в Прощеное воскресенье