По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

18 декабря 2018

Святой на все случаи жизни: иерей Даниил Рябинин о Николае Чудотворце

Об особом почитании святого Николая Чудотворца на русской земле, о чудесах, им явленных, и заступничестве его рассказал в своем очередном наставлении накануне дня памяти святителя Николая иерей Даниил Рябинин, руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии.

— «Русский бог» Николай! — это отношение ко всемирно известному святому Православной Церкви, святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, в русском народе сложилось как квинтэссенция восприятия основных надежд и духовных откровений христианской жизни, в конкретном человеке. Святом человеке, таком же близком нам, как и Богочеловек Иисус Христос.

Русский народ так полюбил Николая Чудотворца, очень далекого по этнической принадлежности, но совершенно родного в духовном единстве, что это бросалось в глаза и иностранцам, посещавшим нашу страну в средние века. В 1578 году итальянец Александро Гваньини в своем «Описании Московии», рассказывает о «божественном почитании» Николая из всех святых. В самой же русской духовной традиции сложились десятки наименований по месту чудотворения, по фактам промыслительной помощи верующим со стороны святого, по наименованиям посвященных ему храмов и монастырей. Никола Зимний, Никола Летний, Никола Мокрый, Никола Круглый, Никола Липенский, Никола Великорецкий, Никола Можайский, Николай Чудотворец Бабаевский, Никола Зарайский и множество других известных и менее известных имен образов святителя Николая являются свидетельствами активнейшей духовной жизни православных христиан, в которой своим чудесным образом участвует этот великий и любимый святой.

Подобное многообразие почитания Николая Чудотворца – самый лучший факт напряженнейшей духовной жизни нашего народа, в которую вбирается и которой освещается весь строй быта и повседневности. Если для Божественной любви не бывает мелочей, то эту любовь, заботу и помощь любой разумный и живой человек, в том числе, через святых, будет искать во всех сторонах своей жизни. Так и произошло с почитанием святителя Николая, которого призывали в помощь буквально во всем: в путешествиях и свадебно-семейных делах, в помощи с урожаем и покровительстве от обид, в военной и государственной службе, и в частном домостроительстве, в исцелении от болезни и в освобождении от врагов. Но главным содержательным молитвословием к Николаю Чудотворцу были и остаются, конечно, просьбы о духовном совершенствовании, избавлении от грехов и помощи в стяжании Святого Духа.

Именно в русской традиции Николай Чудотворец наряду с апостолом Петром стал ассоциироваться с «привратником Царства Небесного», имеющего особое ходатайство к Богу за согрешивших людей, желающих войти в «Небесные Врата». То есть при всем «бытовом» разнообразии тем для обращения к святому, главным для православного христианина всегда остается спасение! Потому мы решительно дискутируем с «языческими» мотивами в отношениях и почитании святых, ибо они не плоскостные – посюсторонние, а так прямо и скажем: 3D-, а может, и 4D-, и 5D-объемные, потому что и жизнь человека религиозного – объемна. Она включает в себя и мир текущий, и мир будущий, мир внешний и мир внутренний, мир – который во зле лежит, и мир – который Бог дает.  Включает для того, чтобы Бог все спас и привел к познанию истины.

Одно из достаточно недавних чудес и знаковых событий Николая Чудотворца, связанных с его очередным образом «Николы Раненого» нашло отражение в письме Патриарха Тихона Александру Васильевичу Колчаку в 1919 году:

«Как хорошо известно всем русским и, конечно, Вашему, перед этим чтимым всей Россией Образом ежегодно 6-го декабря, в день зимнего Николы возносилось моление, которое оканчивалось общенародным пением «Спаси, Господи, люди Твоя!» всеми молящимися на коленях. И вот 6-го декабря 1917 года после октябрьской революции верный вере и традиции народ Москвы, по окончании молебна ставши на колени, запел: «Спаси, Господи…» Прибывшие войска и полиция разогнали молящихся, стреляя по Образу из винтовок и орудий. Святитель на этой иконе Кремлевской стены был изображен с крестом в левой руке и с мечом в правой. Пули изуверов ложились кругом Святителя, нигде не коснувшись Угодника Божия. Снарядами же, вернее, осколками от разрывов, была отбита штукатурка с левой стороны Чудотворца, что и уничтожило на Иконе почти всю левую сторону Святителя с рукой, в которой был крест.


Фото: rusrand.ru

В тот же день по распоряжению властей антихриста эта Святая Икона была завешена большим красным флагом с сатанинской эмблемой. Полотно прибив по нижнему и боковым краям, на стене Кремля была сделана надпись: «Смерть Вере — Опиуму Народа». На следующий 1918 год 6-го декабря собралось множество народу на молебен, который никем не нарушимый подходил к концу! Но когда народ, ставши на колени, начал петь «Спаси, Господи!», — флаг спал с Образа Чудотворца. Аура атмосферы молитвенного экстаза не поддается описанию! Это надо было видеть, и кто это видел, он это помнит и чувствует сегодня. Пение, рыдание, вскрики и поднятые вверх руки, стрельба из винтовок, много раненых, были убитые… и… место было очищено. На следующее раннее утро по Благословению Моему Образ был сфотографирован очень хорошим фотографом. Совершенное Чудо показал Господь через Угодника Русскому народу в Москве в 1918 году 6-го декабря. Посылаю фотографическую копию этого Чудотворного Образа, как мое Вам, Ваше Высокопревосходительство, Александр Васильевич, — благословение — на борьбу с атеистической временной властью над страдающим народом Руси. Прошу Вас: усмотрите, досточтимый Александр Васильевич, что большевикам удалось отбить левую руку Угодника с крестом, что и являет собой как бы показателя временного попрания веры Православной… Но карающий меч в правой руке Чудотворца остался в помощь и Благословение Вашему Высокопревосходительству, в Вашей христианской борьбе по спасению Православной Церкви и России».

Что для нас интересно, икона Николая Чудотворца, о которой идет речь в письме, была отделана уральскими камнями, то есть, отчасти, и наша земля имела отношение к тем событиям непосредственно.

Официальное «Житие Святителя Николая Чудотворца» составленное Симеоном Метафрастом еще в X веке, в России появилось достаточно поздно, лишь через 500 лет. Однако многочисленные иконы с клеймами из «житийных сюжетов» уже давно были в ходу, опираясь, прежде всего, на богослужебные тексты, посвященные памяти великого святого, что в очередной раз подчеркивает ценность факта личного молитвенного общения, перед фактом воспоминания некоей исторической реальности. История, в данном случае, лишь дополняет живое общение.

К этому молитвенному общению с Николаем Чудотворцем мы и приглашаем всех в эти замечательные дни!

Действующие лица