Вечером 13 ноября 2018 года в Храме-Памятнике на Крови состоялась первая встреча-знакомство уральских юнкоров (юных корреспондентов) со святынями Екатеринбургского Царского маршрута. Старший священник Храма на Крови, член Общественной палаты региона протоиерей Максим Миняйло провел экскурсию по верхнему и нижнему храму, показал ребятам Духовно-просветительский центр «Царский», ответил на их вопросы.
Юнкоровское движение на Среднем Урале очень талантливо и многообразно. Оно представлено множеством самых разных детско-юношеских коллективов. Один из них — молодежная редакция екатеринбургской дружины Братства православных следопытов. Созданная несколько месяцев назад скаутская редакция уже наработала довольно солидную практику — ребята делают программу «Сверстать всех наверх!» на православном радио «Воскресение», готовят видеосюжеты на своем канале в YuoTube и буквально в шаге от выпуска газеты юных следопытов — причем, для всей страны. Знакомство с уральскими святынями — важное направление деятельности православных следопытов.
Храм-Памятник на Крови, построенный на месте мученической кончины святых Царственных страстотерпцев в 2003 году, является центром духовного притяжения православных всего мира и одним из главных точек Екатеринбургского Царского маршрута, разработанного по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла накануне 100-летия подвига Царской семьи. Маршрут, по которому за последние полтора года прошли тысячи паломников и туристов, теперь открывают для себя и уральские юнкоры.
Открывая страницы истории, отец Максим рассказывает о некогда стоящем на месте храма доме Ипатьева, где находилась в заключении Царская семья, и представляет вниманию ребят так называемую Царскую комнату — алтарь, возведенный на месте мученической кончины Царской семьи и их верных слуг.
Страницы из истории последних дней жизни императора Николая II и членов его семьи открываются для ребят месте со святынями храма — например, иконой, с мощевиком, в котором хранится молочный зубик одного из детей государя Николая Александровича, переданный потомками учителя цесаревича Пьера Жильяра. Интерес юнкоров вызывает и икона, с которой в 2003 году священство и паства входили в только что построенный храм, и образ святых Царственных страстотерпцев, который 7 апреля 2008 года облетел с космонавтами нашу планету. Замирают ребята и перед трепетно сохраняемыми самодельными хоругвями, с которыми совершался первый молебен на месте мученической кончины царской семьи за долго до появления здесь храма-памятника.
Отец Максим вместе с детьми произносит молитву святым Царственным страстотерпцам и возжигают свечи перед иконой небесных покровителей земли российской.
— Главный смысл нашего паломничества совершен, — подытоживает отец Максим и приглашает ребят в верхний храм.
Отметим, если нижний храм символизирует Голгофу, храня память о мученической кончине святых Царственных страстотерпцев, то верхний — светлый и просторный — является символом Воскресения, радости Пасхальной, всенародного почитания и сохранения духовно-нравственного наследия Царской семьи.
В верхнем храме старший священник обращает внимание ребят на образ Божией Матери «Троеручица». Икона была найдена после расстрела Царской семьи в Ипатьевском доме, а в начале 20-х годов прошлого столетия стараниями преданных государю офицеров передана в Дании матери-императрице Марии Федоровне. Храму на Крови фамильная ценность была передана на вечное хранение Ольгой Куликовской-Романовой, исполнившей предсмертное веление своего супруга – Тихона Николаевич, хранившего образ в течение последних десятков лет.
Сегодня икона по благословению правящего архиерея облачена в оклад, на котором изображены Ипатьевский дом, мужской монастырь Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма, образ Царской семьи и даже то, как они стоят в подвальной комнате в последнюю ночь их земного бытия.
Участники экскурсии с особым трепетом и вниманием слушают рассказ батюшки о росписи стен и сводов Дома Божиего. Основные работы по благоукрашению храма выполнены мастерами под руководством уральского художника-иконописца Татьяны Федоровны Водичевой.
Нижняя часть храма, где в год 100-летия подвига Царской семьи по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла запечатлены сюжеты из жизни святых Царственных страстотерпцев, а также генеалогическое древо Романовых, расписана московским художником-портретистом Марией Владимировной Вишняк. Божией милостью в этот вечер юнкорам посчастливилось понаблюдать за творческим процессом и пообщаться с художницей, которая поведала не только о живописном воплощении житий святых Царственных мучеников, но и о том, как воспитывались дети в семье императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны.
Нижняя часть храма, где также запечатлены сюжеты из жизни Царской семьи, а также генеалогическое древо Романовых, расписана московским художником-портретистом Марией Владимировной Вишняк. Божией милостью в этот вечер юнкорам посчастливилось понаблюдать за творческим процессом и пообщаться с художницей, которая рассказала юнкорам не только о живописном воплощении житий святых Царственных мучеников, но и о том, как воспитывались дети в семье императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны.
— Царские дети воспитывались в очень высоких понятиях. То есть не допускалось не просто какое-то ругательное слово, а даже небрежное слово по отношению к своим ближним. И поэтому эти люди вырастали людьми чести, — поделилась Мария Вишняк.
Призывая ребят брать пример с наших героев, пребывая в вере и благочестии, Мария Вишняк приводит древнюю восточную мудрость: «Молчание – самое лучшее. Но если у вас есть, что сказать, ваши слова должны быть прекраснее вашего молчания». Напутственными словами становится пожелание присутствующим научиться говорить слова, которые бы воодушевляли близких, и тогда все будет складываться самым лучшим образом.
Следующей частью экскурсии становится центр «Царский», где вместе с экскурсоводом Еленой Владимировной Иванченко гости услышали «голос» «Царского» рояля, который в 1896 году был подарен императору, и за которым играли Царские дети.
В Музее Царской семьи юнкоры узнают о сохранившихся по сегодняшний день личных вещах, документах, принадлежавших членам императорской семьи, а также о достижениях России в эпоху правления государя Николая Второго. Многие из этих достижений, такие как план электрификации, развитие метрополитена, научные и технические открытия, развитие сфер образования, медицины, спорта и другие, «присвоят» себе пришедшие к власти большевики, на десятилетия вперед запечатлев в советских учебниках истории образ отсталой царской России. Царский музей позволяет развеять эти заблуждения.
Отметим, идея встреч-знакомств уральских юнкоров со святынями Екатеринбургского Царского маршрута родилась в ходе круглого стола, прошедшего в октябре 2018 года в пресс-центре «Областной газеты» в рамках регионального этапа Рождественских чтений. Участники встречи, организованного отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Екатеринбургской епархии, обсудили вопросы воспитания через детско-юношеские и молодежные масс-медиа и договорились продолжить работу по развитию юнкоровского движения и медиаобразования в регионе.
По словам протоиерея Максима Миняйло, после прошедшего круглого стола в редакции «Областной газеты» есть необходимость и желание дать заинтересованным детям повод, чтобы они могли рассказывать о хорошем.
— Наша история – неисчерпаемый кладезь примеров доблести, героизма, сострадания, милосердия, которые можно показать, в частности, на примере Царской семьи, 100-летие подвига которой мы отмечаем в этом году, — сказал отец Максим.
Пастырь отметил эффективность такого формата общения, как встречи с юнкорами. Это помогает ребятам познакомиться с историей своей малой Родины, прикоснуться к святыням, пообщаться с новыми людьми, обсудить это вместе.
— Тем самым мы сегодня положили начало новым отношениям, новой практике, чтобы больше было хороших поводов для творчества, для деятельности юнкоров в дальнейшем, — сказал отец Максим.
Смотрите также:
Вопросы воспитания через молодежные СМИ обсудили участники региональных Рождественских чтений