3 ноября 2018 года, в Димитриевскую родительскую субботу, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершил заупокойную Божественную литургию в Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе города Екатеринбурга.
Его Высокопреосвященству сослужили: старший священник Иоанно-Предтеченского кафедрального собора иерей Павел Кононенко, духовенство храма и Екатеринбургской епархии.
В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.
В завершении богослужения правящий архиерей обратился к собравшимся с архипастырским словом:
— Царство Небесное, вечный покой всем нашим усопшим сродникам. Прежде всего, всем вождям и воинам, жизнь свою за нашу православную веру и наше русское Отечество положивших в 1380 году на Куликовом поле брани. Представьте себе, более 600 лет совершаем в наших храмах заупокойное богослужение. Более 600 лет. Все уже забыли. Кто помнит воинов на Куликовом поле брани, особенно в последнее время, сегодняшние дни? Но все приходят в родительскую субботу, потому что знают, что сегодня поминаются люди.
Митрополит Кирилл отметил, что ныне мы стали забывать своих отцов, дедов, предков, живших прежде нас и за нас жизнь отдавших.
— Я уже не юный человек, я помню, некоторые из духовенства или прихожан, может, тоже помнят: в храме стоять было негде, когда приходили на родительскую субботу. Очень почитали всегда дни памяти, родительские дни. И мне, молодому человеку, было непонятно, что все стремятся прочитать свои записочки. Записок были горы в буквальном смысле. Это было совсем недавно – 30-40 лет назад.
Сегодня очень многое изменилось. И поэтому для нас очень больно должно быть, когда мы не помним своих близких. Мы очень страдаем от того на самом деле, что у нас вырвано из контекста нашей жизни это отношение к старшим. Оно не такое безобидное, как может казаться. На самом деле это большая бомба, положенная в заряд, который постепенно взрывает нашу внутреннюю с вами жизнь. Поэтому всегда будем помнить о тех, кто был вместе с вами, с нами, рядом с нами, кто был прежде нас. Поминайте их в своих записках.
И надеюсь на то, что в дальнейшем будем молиться за них, просить помощи Небесной для упокоения их бессмертных душ, чтобы и в нашем исходе из этой жизни в Вечность за нас тоже кто-нибудь помолился и возвысил голос свой к Престолу Царя Небесного, чтобы простить нам наши безмерные грехи, которые мы здесь натворили, в этой жизни. Поэтому эта память нужна. Она нужна для нас, прежде всего. Чтобы мы ее сохраняли. И поэтому, когда записки подаем, пусть их будет много, мы на панихиде их всех упомянули, может мы вслух не всех упомянули, но помянули всех у престола, у жертвенника. Здесь сегодня Господь слышит молитву сердечную человека. В этих записках всегда должны быть имена людей, с которыми мы были связаны в нашей жизни, которые сделали для нас что-то доброе, которые молились за нас в конце концов здесь. А мы за них не молимся сейчас.
Царство Небесное всем нашим близким, всем тем, кого сегодня поминает святая Церковь, и, прежде всего, всем тем воинам, кто своей жизнью, своей кровью свидетельствует верность Церкви и Родине. Кто отдал эту жизнь для того, чтобы мы сегодня здесь под мирным небом молились об упокоении душ всех, от века усопших православных христиан. И прежде всего великих мучеников-воинов войска Дмитрия Донского, погибших на Куликовом поле брани за святую Русь и за святую православную веру, — заключил митрополит Кирилл.