О внимательном отношении к подрастающему поколению, о роли семьи и традиционных ценностей в жизни молодых и о важности собственного духовного развития каждого человека сказал митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл в своем выступлении на пленарном заседании регионального этапа XXVII Международных Рождественских образовательных чтений, которое состоялось 30 октября 2018 года в екатеринбургском Дворце молодежи.
Перед началом своего выступления правящий архиерей напомнил собравшимся о трагедии, которая произошла в Керчи 19 октября. Все присутствовавшие почтили память погибших минутой молчания.
Владыка отметил, что трагедии, подобные керченской – это индикатор нарастающего в обществе безумия и безрассудства.
— Безрассудство нашего времени – крайняя индивидуализация различных политических и социальных процессов в современном российском обществе, — отметил глава митрополии, обратившись к участникам регионального этапа Рождественских чтений. — Развиваясь, индивидуализм как мировоззрение в XX веке стал менять существовавшие социальные модели, унаследованные от традиционного общества.
Сегодня каждый человек может свободно выбрать свой образ жизни в социуме, и, в том числе, не придерживаться принятых социальных и моральных норм этого общества. Такой индивидуализм в XX веке произвел в первую очередь изменения в семье и школе. Например, сегодняшние родители и дети уделяют большое внимание жизни вне семьи, и от этого их социальная жизнь – реальная или чаще всего виртуальная — намного более развита, чем семейная.
— Большие семейные праздники сегодня – крайне редкое явление, — отмечено в обращении к участникам чтений. — Они исчезают совсем в наше время, также и из-за сокращения размеров семьи, и удаления членов семьи друг от друга, уступая место встречам и общению с друзьями или коллегами по работе.
К сожалению, именно родители приучают с юного возраста своих детей к тому, что семейные отношения отходят на второй план.
— Не давая своим детям необходимого родительского тепла, они сориентировали их на удовольствия, которые можно получить за пределами семьи. Итогом такого воспитания является неспособность уже взрослых детей создать свою собственную семью, увеличение числа разводов и отсутствие постоянства в отношениях, — подчеркнул владыка.
В своем выступлении правящий архиерей отметил, что если прежде на человека в большей степени влияли семья и нормы традиционного общества, то теперь – в индустриальном и постиндустриальном обществе – все большее давление оказывают экономика и конкурентоспособность. Это экономическое давление сегодня определяет личность, требует профессиональной и географической мобильности. Человек теперь не должен быть связан семейными узами, но связан безработицей, дороговизной жизни и необходимостью соответствовать штампам успешной жизни.
— Взрослому сообществу стоит задуматься, до какой степени индивидуализации должны дойти не только дети, но и сами взрослые, чтобы не замечать зреющей в подростке или молодом человеке ненависти к окружающим? Ведь ненависть растёт не за один день, а за годы. И дело тут не в том, чтобы пристально следить за каждым лично и через видеокамеры. Мы потеряли способность и желание чувствовать и сопереживать тому сокровенному, что происходит в душе человека, который живёт с нами рядом, — отметил глава митрополии.
Говоря о роли школы в воспитании и образовании молодых людей, владыка отметил, что этот институт сегодня теряет «свою историческую высокую образовательную и воспитательную роль в самом возвышенном значении этих понятий» и стал способствовать лишь индивидуальному успеху ученика, помогая подниматься по общественной лестнице не всегда благодаря способностям учащегося, но часто — благодаря возможностям его родителей.
— Все преподаваемые предметы у современного ученика строго разделены на обязательные и необязательные. Все, что мешает движению по главной дороге – прочь, на обочину. В итоге на эту обочину чаще всего попадают культурообразующие и духовно-нравственные предметы, — отметил архипастырь.
Сегодня существует популярная идея, согласно которой школа была и традиционно остается для молодежи лучшим средством возвышаться в обществе. Семьи, в свою очередь, развивают индивидуалистические учебные стратегии: выбирают хороший лицей, хороший университет, чтобы выбрать в перспективе хорошую профессию. Учебный процесс сводится к гонке за стандартами, к приобретению полезной компетенции для профессионального роста. Все это приводит к меркантильному и потребительскому отношению к жизни.
— А теперь, представьте себе, что молодой человек с искусственно завышенными индивидуальными амбициями, не преуспел ни на одном поприще, которое для него создали взрослые. Он перепробовал все известные ему способы исправить своё положение. Созидание же в себе цельной и ценной личности требует духовной работы, которой его не обучали, стремясь наполнить лишь набором профессиональных компетенций и завышенных ожиданий от жизни. И вот тогда единственным ответом на конфликт между реальным и ожидаемым, воспринимаемый как социальная несправедливость, будет радикализм и экстремизм, которые характеризуется как безрассудство и как безумие, — сказал владыка.
— Что же сегодня можно противопоставить тем разрушительным процессам, которые запущены в нашем обществе? Во-первых, давайте начнем решать свои собственные духовные проблемы, которые мы сами зачастую создаем. Ответы на многие вопросы личной и общественной жизни действительно лежат в области духовно-нравственной. Давайте создадим сословие таких специалистов в школьной среде, чтобы предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» была областью живого общения ученика и учителя, а не формальностью, — предложил владыка митрополит.
Правящий архиерей привел слова Его Святейшества, произнесенные на одном из совещаний по молодежной политике: «Подлинная приходская община — вот что должно окружать человека кругом тех, кто готов его выслушать, разделить горе и радость, поддержать в учебе, работе, сложной жизненной ситуации. Если же человек, особенно молодой, чувствует больше поддержки и защищенности в дворовой или криминальной компании, то он туда и пойдет. В условиях индивидуализации общества люди как никогда ранее ценят преданность и дружбу, дефицит которых общеизвестен».
— Благой пример взрослых должен утверждать жизнь молодых и приближать их к личному счастью, — уверен митрополит Кирилл. — Поэтому очень многое зависит от тех взрослых людей, которые здесь сегодня присутствуют. Мне бы очень хотелось, чтобы сегодняшнее общение принималось нами не как лишь некоторое времяпровождение, но как труд сеятеля, обогащающего землю семенами преображающего слова Божия, приносящего плод. А плодом духовного воспитания являются не отвлечённые ценности, а сама жизнь, как это показали недавние трагические уроки.
Митрополит Кирилл отметил, что керченский стрелок перед своим преступлением сжег Библию, а потом — свои фотографии. И это не случайно, уверен владыка.
— Так всегда бывает: сначала человек отвергает Слово Божие, а потом саморазрушается. Иногда унося попутно и чужие жизни. Вечная память невинно убиенным, а нам всем да даст Господь мудрость и вдохновение на подвиг духовного просвещения. Помогай всем Бог, — завершил свое выступление глава Екатеринбургской митрополии.
Смотрите также:
Митрополит Кирилл возглавил пленарное заседание регионального этапа Рождественских чтений