27 октября 2018 года по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла в Духовно-просветительском центре «Царский» прошли IV Афанасьевские чтения, посвященные 100-летию мученической кончины Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Мероприятие прошло в рамках регионального этапа XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность».
Традиционно совместно с миссионерским отделом Екатеринбургской епархии организаторами чтений выступили Свято-Елизаветинское и Свято-Екатерининское малые православные братства.
Мероприятие открыл митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.
— Нельзя не порадоваться тому, что у собравшихся здесь людей не иссякает желание изучать историю своей земли и своего народа и особенно жизнь своих мучеников, благодаря которым мы сегодня живем, — сказал в приветственном слове владыка Кирилл. — Елизавета Федоровна, которой посвящена сегодня конференция, является человеком, чья чистота и вера у всех людей вызывает благоговейное чувство, и у тех, кто почитает царя Николая, и у тех, кто его не почитает. Это настоящий образ служения Церкви, Богу и людям.
Служения, которое великая княгиня Елизавета несла вместе с сестрами собранной ей Марфо-Мариинской обители. Эта собранность во имя Христово была для нее драгоценна.
«Помните, родные мои, все, что я вам говорила, — писала Великая княгиня сёстрам в прощальном письме 26 апреля 1918 года. — Сплотитесь и будьте как одна душа — всё для Бога».
В ходе работы конференции ее участники говорили о жизни, вере, служении Богу и людям Великой княгини Елизаветы Фёдоровны и том, насколько сегодня удаётся воспринимать её духовное наследие: подходы к устроению милосердного служения, возрождению человека и религиозному просвещению русского народа.
— 1917 год и последующие за ним десятилетия стали временем особого испытания для Русской Церкви. Это было время отступничества многих, но и время верности Христу и родной земле, давшее нам особых людей, таких как Великая княгиня Елизавета Федоровна, — отметил Олег Олегович Глаголев, председатель Свято-Елизаветинского малого православного братства. — Их пример помогает нам верить, что и русская Церковь, и русский народ еще воспрянут, если как новомученики научатся жить, не «экономя» себя для Бога и ближних.
Такое умение по-христиански раздавать себя Великая княгиня Елизавета являла необыкновенно полно и целостно. Она видела большой потенциал в церковном служении женщин в деле милосердия и просвещения.
— На Поместном Соборе 1917-1918 годов был принят ряд решений, касающихся не только самого чина восстановления диаконис, но и вопрос общего положения женщины в Церкви. Елизавета Фёдоровна сыграла в канонической и практической проработке этого вопроса ключевую роль, — отметила в своем докладе выпускница Свято-Филаретовского православно-христианского института Ксения Суслова. — Обеты, которые приносили сёстры Марфо-Мариинской обители, по духу и смыслу восходят более к традиции поставления в диакониссы, чем к монашеским обетам.
Усилиями Великой княгини дело милосердия стало делом церковного служения в которое вовлекались самые разные люди — разных взглядов, чинов и сословий, верующие и неверующие. Она трудилась в госпиталях, благотворительных обществах, приютах, помогала в устроении Братского кладбища в Москве, где хоронили русских солдат и медсестёр, погибших на полях Первой мировой.
— Братское кладбище — пример милости и заботы, явленных человеку до конца, сохраняющих и после кончины его достоинство, доброе имя и память потомков, — отметила Валерия Волкова из московского Благовещенского православного братства. — Увы, в советское время оно было полностью снесено и тогда же появился новый вид захоронений: в лучшем случае, братские могилы, в худшем — расстрельные рвы, куда убитых сваливали без разбору, часто не разбирая ни чинов, ни имен. Да и само это московское кладбище вскоре после революции стало местом таких массовых безымянных захоронений людей, расстрелянных здесь же.
Дело милости преподобномученицы Елизаветы не прекратилось с её мученической кончиной в июле 1918 года, наследницей ее дара стала другая святая нашей Церкви, преподобномученица Мария (Скобцова).
— Современного человека не может не удивлять масштаб мысли и жизни этих женщин, их духовная инициативность, отзывчивость, боль за человека и общество, — считает Евгения Парфенова, магистр богословия, старший методист Екатеринбургского дома учителя. — Они были поистине государственными и церковными «мужами», умея размышлять о судьбах своей страны и народа, делая реальные шаги к преображению человека и мира. Своей жизнью они показали и доказали, что Церковь не только имеет право, но и власть давать ответы на самые острые проблемы и вызовы времени.
В IV Афанасьевских чтениях, посвященных 100-летию мученической кончины Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, приняли участие историки, краеведы, музейные работники из Москвы, Екатеринбурга, Алапаевска и Перми.
Смотрите также: