Специалист отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии Елена Николаевна Бородина, кандидат педагогических наук, приняла участие в курсах повышения квалификации педагогов дошкольного и начального образования города Анадыря в рамках межепархиального взаимодействия с Анадырской и Чукотской епархией.
В трехдневных курсах приняли участия 32 педагога: учителя учебного курса основ религиозных культур и светской этики, предметной области основ духовно-нравственной культур народов России, учителя начальных классов, воспитатели дошкольных образовательных организаций.
Курсы проводились с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в направлении духовно-нравственного воспитания детей дошкольного младшего школьного возраста через обращение к православной культуре.
В ходе семинара Елена Николаевна представила учебно-методический комплекс автора Людмилы Леонидовны Шевченко: «Божий мир» для дошкольников и «Православная культура» для 4 и 5 класса.
Как отметили в отделе религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, Елена Бородина рассказала о теории духовно-нравственного воспитания и погрузила слушателей в практику и интерактивных методов обучения.
Как отметила Елена Николаевна, главной педагогической задачей является организация встречи и стимулирование эмоционального отклика у ребенка на события и явления, представленные в материале книг для чтения для дошкольников и учебном материале предмета для школьников.
— Воспитание на материале житийной литературы и Священного писания – это не просто рассказ о людях, как они жили, как любили Бога, как старались угодить своим служением людям и Богу. Это удивительный деятельностный процесс воспитания святостью, «со-бытийный» процесс, когда встреча со святостью побуждает к преображению, «обожению». Благодаря обращению к иконам, произведениям изобразительного искусства ребенок постигает «человеческое в человеке» через образные формы, что соответствует психологическим особенностям периода детства. Святость обращена к человеку, стучится в его сердце, указывает направление духовного совершенствования и нравственного поступка, – рассказала специалист отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии.
По ее словам, познание ребенком духовно-нравственных ценностей через обращение к святости – это особый эмоционально-чувственный процесс, отличающийся от логического познания. Это, прежде всего, «труд души», нравственный выбор через постижение, понимание и осмысление «феномена святости».
— Говоря о потенциале интерактивных форм обучения, например, таких как «Фишбоун», «Кейс-метод» или «Пресс-метод» на уроках по основам православной культуры в школе и на занятиях детском саду, сотрудник ОРОиК напоминает об особенностях «игрового приема», когда ребенок становится активным участником образовательного процесса: он высказывается, предполагает, анализирует, обобщает, интерпретирует, устанавливает причинно-следственные связи, возможно, даже фантазирует, что соответствует целевым ориентирам и индивидуальным результатам развития личности ребенка на ступени дошкольного и младшего школьного возраста. Но главным плюсом интерактивных методов является создание особых благоприятных условий, когда утверждается схема: «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», — утверждает Елена Николаевна.
Как отметили в епархиальном отдела религиозного образования и катехизации, занятия в условиях Просветительского центра Анадырской и Чукотской епархии — уже не первая, но и не последняя, сотрудничество будет продолжено.
Смотрите также: