По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

25 сентября 2018

В атмосфере глубокой любви и духовного утешения: митрополит Кирилл – о верхотурском святом и Свято-Николаевской обители

Сегодня, 25 сентября 2018 года, в рамках медиа-проекта «Святой Симеон в моей жизни» на волнах радио «Вера» и радио «Воскресение» вышла беседа с главой Екатеринбургской митрополии Высокопреосвященнейшим митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом, священноархимандритом Свято-Николаевской Верхотурской обители.

Владыка рассказал о праведном Симеоне, о значении святого в жизни простых людей, о той атмосфере любви, которая наполняет верхотурскую обитель, а также о случае своего исцеления по молитвам святому.

— Праведный Симеон Верхотурский – это святой, который стал покровителем новых территорий, русского царства, затем Российского государства в конце XVII- начале XVIII века и до сегодняшнего времени. Он появился в очень сложный период, когда территория нынешнего Урала была присоединена к Русскому государству, — поведал в радиоинтервью владыка митрополит. — Он явно не местный, предположительно, что из нынешней Тверской губернии, предположительно, что дворянского происхождения. И ведет образ жизни, который абсолютно не совместим с таким понятием, как «местный менталитет»: он кроткий, незлобивый, он не воитель, и более того, он настолько смиренный, что терпит всякие поношения, хотя он делает очень много добрых дел, и в то же время люди не боятся его прогнать из дома, и он может ночевать на улице, и живет как бедный странник, и умирает очень рано, примерно на 34-м году жизни. Умирает именно от такого воздержания, от сложных условий жизни, и более того, имя его забывается естественным образом… Он же не был тогда каким-то воеводой, каким-то игуменом какого-то строящегося монастыря. Но Бог его прославляет, это заключается в народном почитании. Он стал для народа известен не потому, что так решила определенная комиссии, которая рассказала о его житии. Но Симеон стал сам проявлять себя как чудотворец, как святой по отношению к тем людям, которые жили рядом, обращались к нему, когда его мощи сами вышли в водной струе из места, где он был погребен. И эта вода, которая поднималась из гроба, оказалась целительной, она стала исцелять тех, у кого ноги болели, кто был слеп, кто был немощен.

Люди сразу почувствовали эту благодать. И имя его открылось чудесным образом. Сразу узнали, что он Симеон. И вот это почитание – оно было общенародным. Очень быстро, практически мгновенно, стало оно средоточием народной любви и упованием на сверхъестественную помощь свыше, на помощь Божию через посредничество, через молитву этого угодника Божия.

Владыка отметил, что уже через 10 лет после того, как в 1694 году митрополит Игнатий засвидетельствовал святость праведника, мощи перенесли из Меркушино в Верхотурье. И это перенесение мощей, которое мы сегодня совершаем 25 сентября новому стилю, становится настоящим общенародным торжеством — из поколение в поколение этот праздник являет собой настоящее народное единение.

— Праведный Симеон жил среди народа, и сейчас на праздновании в Верхотурье мы практически не увидим людей в белых рубашках, галстуках, которые приехали на богатых машинах, — отметил архипастырь. — Туда, как правило, приезжают, стекаются люди на автобусах, на электричках – такой простой настоящий народ. И когда к нам приезжают паломники из других мест, они попадают в эту среду, и она возвращает людей в такую очень искреннюю Церковь. Потому что они спят в храме на полу, как раньше, лет 30-40 назад, когда мы ездили в паломничество, и не было никаких гостиниц. Вот Верхотурье — до сих пор такой городишко без каких-то «цивилизационных ценностей». Там маленькая гостиница на 57 коек, есть какие-то гостевые дома и все. Но люди, несмотря на такие условия жизни, приезжают к Симеону Верхотурскому на протяжении всего этого времени.

И даже тогда, когда был закрыт монастырь, и мощи были спрятаны в музее краеведения и не были доступны для поклонения верующим, люди все равно ехали в Верхотурье. Это разрушенное место… притягивало людей.

Митрополит Кирилл отметил, что Свято-Николаевская обитель – это, пожалуй, единственное место, где человек не заостряет внимание на том, что оно не обустроено, не восстановлено до конца, ведь прошло еще не так много времени, как монастырь передали Церкви.

— Верхотурье — это тот случай, когда ты погружаешься в атмосферу глубокой любви, может, это громко сказано, но это атмосфера такого тихого духовного утешения. И мои гости, которые впервые приезжали и служили в Алапаевске, в Храме на Крови, на Ганиной Яме, в Ново-Тихвинском монастыре, — посещение Верхотурья у очень многих производит кардинальные перемены в таком сердечном чувстве. Мне один владыка сказал: «Икона, которую ты мне подарил, она у меня стоит на столе в кабинете. Я ее никуда не убираю, потому что он такой святой, которого хочется держать близко к сердцу». Поэтому праведный Симеон Верхотурский очень близок нам — действительно, по сердцу.

В Верхотурье тянет всегда. И это, конечно, такой «магнит» для верующего человека, оторваться от которого невозможно. Когда я живу здесь или служу здесь, когда мы уезжаем из Верхотурья – очень хочется всегда туда вернуться. Всегда с большой любовью и желанием еду в те места, потому что для меня как-то очень дорого это место.

Я бы очень хотел, конечно, увидеть эту обитель восстановленной, наполненной таким монашеским духом, с возможностями, чтобы туда приезжали гораздо больше паломников, чем могут приехать сейчас.

Владыка подчеркнул, что и по сей день от праведного Симеона Верхотурского происходят исцеления. Его Высокопреосвященство поведал свою личную историю.

— Всегда, когда ко мне кто-то обращался, я говорил: «Вы помолитесь праведному Симеону Верхотурскому, он вам поможет». И как-то у меня сильно заболели ноги. Думаю, я всех направляю, а сам как-то немножко в стороне. И помолился праведному Симеону Верхотурскому, помазал маслицем от его лампадки – и у меня все прошло, утром ничего не болело. Я так обрадовался. Думаю, вот теперь все время буду так лечить.

Владыка отметил, что Верхотурье для него самого, и для других — очень трогательное место. К праведному Симеону едут паломники со всего Урала и ближайших регионов.

— Для этой местности это такой центральный святой, вокруг которого формируется христианская жизнь, христианская община, — заключил митрополит Кирилл.

Добавим, что ссылки на радиопроект будут размещены на информационных ресурсах радиоканала «Воскресенье» в сети интернет.

 

Смотрите также:

«Он просто рядом и просто помогает»: телеведущая Светлана Ладина об участии «батюшки Симеона» в жизни семьи и телеканала «Союз» 

Праведный Симеон как образец для подражания: о почитании святого рассказали духовник и руководитель архиерейской капеллы «Октоих»

«Общение с праведным Симеоном определило мою судьбу»: игумен Иероним (Миронов) – об участии святого в его жизни