Сайт Екатеринбургской епархии завершает публикацию работы екатеринбургского краеведа Юрия Афанасьевича Бастылева «О маршруте Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург», раскрывающей детали маршрута пересылки государя Николая Александровича и его семьи, ставшей для них началом восхождением на «Русскую Голгофу».
Смотрите предыдущие части:
Юрий Бастылев. О маршруте Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург. Часть первая
Юрий Бастылев. О маршруте Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург. Часть вторая
Юрий Бастылев. О маршруте Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург. Часть третья
Юрий Бастылев. О маршруте Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург. Часть четвертая
Перевозка Царских детей и верноподданных
Миссия комиссара Яковлева после доставки в Екатеринбург Государя, Государыни и дочери Марии с последующей их передачей Уралсовету закончилась. С отъездом его в Москву власть над Царскими детьми перешла в руки матроса Павла Хохрякова, также имевшего полномочия от ЦИКа и Уралсовета. П.Д. Хохряков на тот момент находился в Тобольске, где сыграл не последнюю роль в миссии по доставке Царской семьи в Екатеринбург. Хохряков был послан с этой целью в Тобольск ещё в начале 1918 года. Здесь при поддержке большевиков был избран председателем местного совета.
Что интересно, ещё до встречи в Тобольске он был знаком с В.В. Яковлевым. По утверждению следователя Н.А. Соколова, своим поведением Хохряков копировал Яковлева[1]. Но, как и сам Яковлев, он являлся всего лишь промежуточным исполнителем в этой тайной многоходовой операции по уничтожению семьи Романовых. Это отметил Н.А. Соколов: «Председатель тобольского совдепа Павел Хохряков, доставив детей в Екатеринбург, больше не возвращался в Тобольск. Видимо, миссия никому здесь не известного “выборного” председателя этого “выборного” учреждения была окончена»[2].
Все эти факты ещё раз подтверждают, что операция по переводу Царской семьи в Екатеринбург была заранее организована, и, скорее всего, в заговоре помимо Я.М. Свердлова участвовали и другие лица.
Для оказания помощи Хохрякову из Екатеринбурга в Тобольск специально был послан другой комиссар Уралсовета – Родионов, выполнявший роль командира отряда красногвардейцев, сопровождавших Царских детей.
6/19 мая 1918 г. пришлось на второе воскресение после Пасхи (Неделя святых Жён-мироносиц). В этот день Николаю II исполнилось 50 лет. На следующий день, в 11 ч. 30 мин. Цесаревича Алексея и трёх его сестёр, Великих княжон Татьяну, Ольгу, Анастасию и ещё 26 верноподданных привезли из губернаторского дома на пристань Тобольска и посадили на пароход «Русь». Только в 15 часов пароход отправился в путь.
9/22 мая, в среду, в 8 часов утра пароход причалил к пристани в Тюмени, откуда Царские дети были перевезены на ж. д. вокзал и посажены на поезд.
В Екатеринбург Царских детей привезли 23 мая 1918 года в 2 часа ночи, но указания на точное место их высадки нет ни в одном известном нам документе.
Екатеринбург. Панорамный вид на Вознесенскую горку, слева – направо: усадьба Расторгуевых – Харитоновых, храм Вознесения Господня, Храм-на-Крови (построенный на месте «дома Ипатьева»), Патриаршее подворье. Пасхальная неделя 2018 года, 100 лет назад в это место были доставлены Царская чета с дочерью Великой княжной Марией. Фото автора
Всё же некоторые исследователи бездоказательно утверждают, что 23 мая Цесаревича Алексия, Великих княжон Ольгу, Татьяну и Анастасию высадили из поезда в месте пересечения улиц Восточная – Шевченко, ссылаясь на показания Пьера Жильяра и Александры Теглевой[3] на допросах у следователя Н.А. Соколова:
Жильяр: «Приблизительно в 9 часов утра поезд остановился между вокзалами <…>. Подано было 5 извозчиков».
Теглева: «Прибыв ночью в Екатеринбург, мы утром были передвинуты куда-то за город, и детей увезли»[4].
В тобольской газете «Сибирский листок» в рубрике «Городская хроника» об отъезде Царских детей также была напечатана заметка:
«В понедельник, 7 мая, на том же самом пароходе “Русь”, на котором в Тобольск в прошлом году была привезена семья Романовых, были увезены оставшиеся ещё здесь члены семьи Романовых – Алексей и три его сестры Татьяна, Ольга и Анастасия.
Пароход ушёл с сильной военной охраной, в состав которой входили как часть особого отряда, так и особо прибывшая из Екатеринбурга команда» [5].
В показаниях Жильяра и Теглевой отмечено, что они ехали в товарном вагоне, а Царские дети ехали в классном вагоне, и во время высадки детей из других вагонов больше никого не выпускали. Важный момент: Жильяр и Теглева показали, что свои наблюдения вели через щель в вагоне. Действительно, товарные вагоны обшивались деревянной доской-вагонкой, поэтому в стенах всегда можно было найти щели. Но что может увидеть человек сквозь щель в вагоне, тем более в неизвестном ему городе?
Следователь Соколов по показаниям других свидетелей также указал на факт, что поезд долго стоял, и к вагонам извозчики приезжали повторно, чтобы забрать из классного вагона Татищева, Гендрикову и Шнейдер, а из товарного вагона – Труппа, Харитонова, Леонида Седнева и Волкова. Повторюсь, линия железной дороги в районе пересечения улиц Вторая Восточная – Шевченко находилась в нескольких десятках метрах от домов частного городского сектора, что явно привлекло бы внимание местного населения, что не было на руку большевикам. Поэтому ими была выбрана окраинная станция, где в обстановке полной безопасности и без излишнего шума можно было безопасно вывести из вагона узников, посадить их на извозчиков и увести в дом Ипатьева. По всей видимости, это было то же место: товарная станция Екатеринбург-II, напротив которой находилась станция Екатеринбург-III, и между этими станциями был парк ж. д. путей (см. у Жильяра: «поезд остановился между вокзалами»).
Дневники Царской четы свидетельствуют о том, что этот долгожданный день был переполнен радостью встречи со своими детьми[6]:
10/23 мая. Четверг.
Н II: «Утром нам последовательно объясняли, что дети в нескольких часах от города, затем, что они приехали на станцию и, наконец, что они прибыли к дому, хотя их поезд стоял здесь с 2 часов ночи! Огромная радость была увидеть их снова и обнять после четырёхнедельной разлуки и неопределённости».
А.Ф.: «Всё покрыто снегом. 4 недели, как мы уехали из Тобольска.
Около 11 [часов] 3 девочки появились вдруг с Алексеем – спасибо за такую радость, что они снова рядом».
23 мая 1918 года Царская семья воссоединилась, «миссия» по их доставке в Екатеринбург большевиками была выполнена. Через 54 дня заточения в доме Ипатьева, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года все семь членов Царской семьи и четверо верных слуг были подло убиты, тела их увезены в урочище Ганина Яма. Тяжесть совершённого греха довлеет над Россией до сих пор, чему мы являемся свидетелями.
Подведём итоги
1. Согласно показаниям шофёра П.Т. Самохвалова на следствии (Н.А. Соколову), вначале их автомобили прибыли на станцию Екатеринбург-I, где комиссар Голощёкин сбегал на станцию, и, узнав, что поезда с царём уже нет, распорядился ехать на станцию Екатеринбург-II (ст. Шарташ). Там они подъехали к месту, где стоял вагон первого класса, окружённый солдатами, оттуда вышли Царская чета и Великая княжна Мария, которых посадили в его машину и отвезли в дом Ипатьева. Его слова не расходятся с данными комиссаров Яковлева и Матвеева. Таким образом, станция Екатеринбург-II – наиболее достоверное место высадки. Особенно важно, что в силу своей профессии свидетель Самохвалов хорошо ориентировался в городе, в отличие от других большевиков, плохо знавших Екатеринбург.
2. Перегонный участок одноколейной линии ж. д. между станциями Екатеринбург-I и Екатеринбург-II в районе пересечения улиц Восточная – Шевченко не являлся товарной станцией, следовательно, версия высадки Царской семьи на указанном месте ошибочна.
3. Версия о высадке Царевича Алексея и трёх его сестер на станции Екатеринбург-II, где ранее высадили Царскую чету, выглядит наиболее реальной. Высадка Царских детей на участке ж. д. пути между станциями (точное место никем и нигде не указано) допустима только в случае аварии или крушения. По имеющимся сведениям, была продолжительная остановка поезда. В этом случае поезд, находящийся на перегоне вблизи жилых домов на ул. Вторая Восточная, привлёк бы внимание местного населения, к тому же этот поезд необоснованно перекрыл бы однопутный перегон для следования поездов тюменского и челябинского направлений.
Свидетельские показания Жильяра и Теглевой следователю Н.А. Соколову о своих наблюдениях за высадкой Царских детей даны без указания точного места. Свои наблюдения они вели через щель в вагоне, причём в незнакомом городе, и в их показаниях не говорится о высадке Царских детей на месте пересечения улиц Восточная – Шевченко.
План города Екатеринбурга за 2018 год (фрагмент части города)
4. Храм в честь иконы Богородицы «Порт-Артурская» в районе пересечения улиц Восточная – Шевченко является знаковым местом малого Крестного хода от ст. Шарташ до Храма-на-Крови, так как находится посередине участка линии ж. д. между станциями Екатеринбург-I и Екатеринбург-II. Здесь совершается одно из четырёх молитвенных стояний этого Крестного хода. С интервалом почти месяц поезд проезжал мимо этого места дважды: 30 апреля с Царской четой и 23 мая с Царскими детьми, прибывая из Тюмени на ст. Екатеринбург-I, затем при переезде на ст. Екатеринбург-II.
5. Опубликованные на сайте ГАРФ документы дают основание уверенно предполагать, что операция по перевозке семьи Романовых была тщательно спланирована заранее, и скорее всего не одним Я.М. Свердловым, и была проведена так, как и задумывалась – с доставкой Царской семьи в Екатеринбург.
Эпилог
Представляется, что Урал был выбран большевиками для этой операции не случайно: находясь на изломе Европы и Азии, он и внешне подобен «позвоночнику», на котором держится «тело» Российской империи, и является географическим отображением её символа – двуглавого орла, два распростёртых крыла которого – азиатская и европейская части территории империи.
Вероятно, не случайно выбраны места убийства двух главных лиц династии Романовых: самого Императора Николая II и его семью убили в Екатеринбурге, в азиатской части России, а его родного брата Великого князя Михаила Александровича – в Перми, в европейской части России.
Случаен ли и выбор для места злодеяния дома Ипатьева, который первоначально даже и не принадлежал инженеру Н.Н. Ипатьеву? Вопрос так и остаётся открытым. Почему большевики не повезли Царскую семью в Кострому в Ипатьевский монастырь, считающийся «колыбелью» дома Романовых? Покровителем этой Царской обители и Романовых является священномученик Ипатий Гангрский. Как известно, у большевиков были свои идеалы и символы, по природе своей антихристианские. Но Господь поругаем не бывает. На месте разрушенного в 1977 году дома Ипатьева в начале ХХI века был построен величественный Храм-на-Крови: в 2003 г. освящён верхний храм в честь всех святых, в земле Российской просиявших; в 2010 г. освящён нижний храм в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской; в 2013 г. освящён придел святых царственных страстотерпцев на месте убиения святой Царской Семьи.
Святые Царственные страстотерпцы молите Бога о спасении России и людех ея!
Приложения
В статью помещены следующие наглядные материалы:
— план города Тобольска за 1860 г.[7], где выделены существующие в 1918 году объекты, связанные с пребыванием Царской семьи в Тобольске, показан путь отправки Царской четы по главной улице «под горой» – Большая Архангельская, с выходом на переправу через реку Иртыш, и далее на Тюменский тракт;
— карта-схема последнего пути Императорской четы с Великой княжной Марией Николаевной из Тобольска в Екатеринбург весной 1918 года, выполненной на основании дневников Государя Николая II и Государыни Александры Фёдоровны, а также публикаций малоизвестных широкому кругу читателей региональных историков и краеведов;
— план города Екатеринбурга за 1920 г.[8], где выделены существующие в то время станции: Екатеринбург- I, Екатеринбург- II, Екатеринбург- III и дом Ипатьева;
— план города Екатеринбурга за 2018 г., где отмечены:
А) существующие станции: Екатеринбург-Пассажирский и Шарташ;
Б) новые храмы в честь икон Богородицы: «Валаамская», «Порт-Артурская», «Державная». Явление и обретение этих Богородичных икон произошло в 1897, 1904, 1917 гг., соответственно, за период царствования Императора Николая II;
В) Храм-на-Крови (в честь святых новомучеников и исповедников в Земле Российской просиявших) на месте разрушенного дома Ипатьева.
Также показан маршрут следования малого Крестного хода в памятные Царские дни от ст. Шарташ до Храма-на-Крови.
Краткое описание маршрута:
Первый этап пути из Тобольска до Тюмени выполнен конным поездом из 10 повозок и конвойного отряда. Протяжённость пути 274 км. В дневниках Царской четы отмечены три села, где совершались остановки: Иевлево, Покровское, Борки. Дорога была разбитая и очень тяжёлая, что приводило к поломке повозок и вынужденным остановкам. 40 часов пути включили в себя не менее 8 остановок, ночёвку в Иевлево, три речных переправы: первая, за Тобольском – через Иртыш, вторая, за Иевлево – Тобол, третья, перед Тюменью – Туру.
Второй этап: специальным поездом по железной дороге, трижды менявшим своё направление:
1) на запад от ст. Тюмени до ст. Подъём (21 км), где к хвосту поезда сразу же подцепили ожидающий паровоз и тайно поехали обратно, в сторону Омска;
2) на восток от ст. Подъём до ст. Любинская (540 км). В дневниках Царской четы отмечены остановки на ж. д. станциях: Вагай, Маслянская, Называевская. Станции Подъём, Ишим, Любинская отмечены в публикациях местных исследователей из Тюмени, Ишима, Омска;
3) на запад от ст. Любинская до Екатеринбурга (845 км). Царская чета отметила остановки на станциях: Называевская, Маслянская. После прибытия и стоянки на ст. Екатеринбург-I поезд был отогнан на предыдущую станцию Екатеринбург-II (ст. Шарташ) (4 км), где произошла передача Романовых Уралсовету, за которой последовала доставка членов Царской семьи на автомобилях в Ипатьевский дом на Вознесенской улице (4 км).
Автор выражает сердечную благодарность за помощь и поддержку в написании статьи: иеромонаху Иову (Чумаченкову) (монастырь на Ганиной Яме); священнику Владимиру Долгову (село Любино), С.Н. Верховской, В.А. Кузнецову, А.В. Колесову (Екатеринбург); Г.А. Крамору (Ишим); П.В. Мультатули, Ю.А. Григорьеву, князю А.К. Голицыну (Москва)
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
А) Архивные источники
- Сайт Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Электронная публикация «Документы по истории убийства царской семьи в российских и зарубежных архивах» (URL: http://statearchive.ru/murder.html):
1.1. Документы по истории убийства Царской семьи. Тематический раздел «Перевод царской семьи из Тобольска в Екатеринбург. Миссия комиссара В.В. Яковлева» // URL: http://statearchive.ru/docs.html#5.
1.2. Записка об отъезде части семьи Романовых из Тобольска ГАРФ. Ф. 601. Оп. 2. Д. 33. Л. 75, 78 // URL: http://statearchive.ru/assets/images/docs/45/
1.3. Из дневника Николая II 14 (27) марта – 16 (29) апреля 1918 г. ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 266. Л. 71-92. // URL: http://statearchive.ru/assets/images/docs/65a/.
1.4. Воспоминания В.В. Яковлева (Стоянович-Мячин, «Антон») «Перевозка Николая Романова из Тобольска в Екатеринбург». ГАРФ. Ф. 601. Оп. 2. Д. 31. Л. 26-73, 75-81 об. // URL: http://statearchive.ru/assets/images/docs/n03/.
1.5. Телеграмма председателя Уральского облсовета А.Г. Белобородова и члена Президиума Ефимова (по поручению пленума облсовета), переданная на станции Н. Николаевск, Тайга, Анжерка, Ачинск, Красноярск, Иркутск, с обращением к местным советам, коммунистам и левым эсерам о немедленном задержании поезда с Романовыми, об аресте комиссара Яковлева и отправке всех лиц в Екатеринбург в распоряжение Уральского облсовета. ГАРФ. Ф. 601. Оп. 2. Д. 32. Л. 21-22 об., 23-24 // URL: http://statearchive.ru/assets/images/docs/53/.
1.6. Телеграмма председателя Уральского облсовета А.Г. Белобородова председателю ВЦИК Я.М. Свердлову о провокационных действиях комиссара В.В. Яковлева при переводе Николая II в Екатеринбург: «28 апреля Омской [железной] дорогой отправился экстренный поезд номер 8 ВА под начальством комиссара Яковлева…» (29.04.1918 г., 13 ч. 40 мин. № 178 из Омска) ГАРФ. Ф. 601. Оп. 2. Д. 27. Л. 5 // URL: http://statearchive.ru/assets/images/docs/59a/.
1.7. Телеграмма № 3507 из Екатеринбург председателя Уральского облсовета А.Г. Белобородова в Омск, станции Татарская, Барабинск, Чулымская, Новониколаевск, в Совдеп, Совжельдеп, Тетраком об изменении комиссаром Яковлевым маршрута движения поезда с Романовыми вопреки распоряжению ЦИК, о стремлении Яковлева вывезти бывшего царя из пределов революционного Урала, с требованием остановить поезд и направить его в Екатеринбург. ГАРФ. Ф. 601. Оп. 2. Д. 32. Л. 40-43, 44-45 // URL: http://statearchive.ru/assets/images/docs/57/.
- Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Дело по рассмотрению вопроса о постройке железнодорожной линии Казань-Екатеринбург (имеется проект ж.д. линии), 29.09.1910 – 04.02.1916 г.г. / Екатеринбургская городская управа / г. Екатеринбург Пермской губ. (1870-1918г.г.) ГАСО Ф. 62, Оп. 1. Л.281.
- Государственный архив в г. Тобольске:
- Газета «Сибирский листок» № 40 от 17 (30) апреля 1918 г. Ф. Г-1. Оп. 1. Д. 810. Лл. 112об., 119об.
- Газета «Сибирский листок» № 50 от 9 (22) мая 1918 г. Ф. Г-1. Оп. 1. Д. 810. Лл. 128об-129.
Б) Печатные и сетевые источники
- Быков П.М. Последние дни Романовых. Изд. 3-е, доп. — Свердловск: Уральский рабочий, 1990.
- Валеева М., Егоров А. «Таинственный» Яковлев о своей миссии. Новый документ о перевозке Николая Романова из Тобольска в Екатеринбург // Волга-Урал. 1992. 10 марта, № 10. — С. 21.
- Верховский А.М. Там ли установлен поклонный крест? // URL: http://царская-дорога1918.рф/a-m-verhovskij/trudy/tam-li-ustanovlen-poklonnyj-krest.
- Давыдова Л.А., Ильин Ю.И. и др. Создание Великого Сибирского пути. Т. 2 / Л.А. Давыдова, Ю.И. Ильин, А.В. Колесов, В.П. Лукьянин, С.Л. Погодин // Под общ. ред. Ю.Л. Ильина. — СПб.: Группа компаний «Евросиб», 2005.
- Дитерихс М.К. Убийство Царской семьи и членов дома Романовых на Урале. — М.: «ДАРЪ», 2006.
- Зайцев Г.Б. Романовы в Екатеринбурге. — Екатеринбург, 1998.
- Иоффе Г. Между Тобольском и Екатеринбургом. Новые данные по судьбе Царской семьи // Наука и жизнь. 1993. № 10. — С. 53-59.
- История строительства первого здания Горного института // URL: https://art-oleg.blogspot.ru/2013/12/blog-post20.html.
- Коптелов В.Т. Великий Сибирский путь от Александра III до Николая II. — Тюмень: Мандр и Ка , 2003.
- Крамор Г.А. Периодика Ишима: первые годы // Ишимская правда. 2018. 2 марта. № 18 (17793). – С. 3.
- Лёшкин Н. Последний рейс Романовых // Рифей: Уральский краеведческий сборник. — Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1989. С. 28–89.
- Лосунов А.М. Путь на екатеринбургскую Голгофу. — Омск, 2017.
- Малышев В.Н. Земля Сладковская. — Тюмень: Вектор Бук, 1998.
- Мультатули П.В. Крестный путь Царской семьи. Екатеринбургская голгофа. — М.: Вече, 2013.
- Никулина М., Белокуров К. Миссия комиссара Яковлева (по документам личного архива дочери комиссара Яковлева Л.К. Карповой) // Наука Урала. 1990. 20 декабря. № 48 — С. 4-5; 1990. 20-27 декабря. № 49. — С. 6-7.
- Переписка на исторические темы: Диалог ведет читатель / Сост. В.А. Иванов. — М.: Политиздат, 1989.
- Письма Святых Царственных мучеников из заточения. — СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1996.
- Платонов О.А. Николай Второй. Жизнь и царствование. — СПб.: Общество Святителя Великого, 1999.
- Последние дневники императрицы Александры Фёдоровны Романовой: Февраль 1917 г. – 16 июля 1918 г. / Сост., ред., предисл., введ. и коммент. В.А. Козлова и В.М. Хрусталёва; пер. с англ. Л.Н. Пищик при участии О.В. Лавинской и В.М. Хрусталёва. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. // URL: https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=12457.
- Последние дни Романовых. Документы, материалы следствия, дневники, версии. — Свердловск, 1991.
- Ремнев А.В., Ус Л.Б. Комитет Сибирской железной дороги (КСЖД) / Историческая энциклопедия Сибири (2009) // URL: http://irkipedia.ru/content/komitet_sibirskoy_zheleznoy_dorogi_kszhd_istoricheskaya_enciklopediya_sibiri_2009.
- Соколов Н.А. Убийство Царской семьи. — М.: Советский писатель, 1991.
- Список населённых мест Тобольской губернии. — Тобольск: Тобольский губернский статистический комитет. 1912.
- Фатеев В. Здравствуй, Любинский! Хроника жизни рабочего поселка Любинский и населенных пунктов Любинского района Омской области. — Омск: ИПК «Омич», 1997.
- Фролов Л.В. Царский поезд на станции Ишим // Град-столица: Ишимский краеведческий сборник / Сост. Г.А. Крамор, Н.Л. Проскурякова, Т.П. Филиппова. — Ишим: Культурный центр П.П. Ершова, 2015. – С. 57-70.
- Шитов В.В., Неуймин Н.Б. К вопросу о прибытии Царской семьи в Екатеринбург 30 апреля 1918 года // Десятые Романовские чтения: 17–19 июля 2006 г. — Екатеринбург, 2007.
В статье использованы фотографии из фондов Государственного архива в г. Тобольске, Ишимского музейного комплекса им. П.П. Ершова, музея Тюменского отделения Свердловской ж. д., Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника, Тюменского музейного комплекса им. И.Я. Словцова.
[1] Соколов Н.А. Убийство Царской семьи. — М., 1991. — C. 141–142.
[2] Там же, с. 146.
[3] Пьер Жильяр – преподаватель французского языка Царских детей; Александра Теглева (члены Царской семьи называли её Шура) – потомственная дворянка, служила няней Царских детей. В 1922 году П. Жильяр и А. Теглева поженились и далее проживали в Швейцарии.
[4] Соколов Н.А. Убийство Царской семьи. — М., 1991. — С. 147–148.
[5] Сибирский листок. 1918. 9 (22) мая. № 50. (Госархив в г. Тобольске. Ф. Г-1. Оп. 1. Д. 810. Л.119 об.).
[6] Последние дневники императрицы Александры Фёдоровны Романовой: Февраль 1917 г. – 16 июля 1918 г. / Сост., ред., предисл., введ. и коммент. В.А. Козлова и В.М. Хрусталёва. — Новосибирск, 1999. (URL: https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=12457).
[7] План Екатеринбурга 1920 г. (ГАСО. Ф. Р-191. Оп. 1. Д. 8243. Л. 005а).
[8] План Тобольска 1860 г. (копия). (Госархив в г. Тобольске. Ф. И-154. Оп. 21. Д. 50).