Сайт Екатеринбургской епархии продолжает публикацию работы екатеринбургского краеведа Юрия Афанасьевича Бастылева «О маршруте Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург», раскрывающей детали маршрута пересылки государя Николая Александровича и его семьи, ставшей для них началом восхождением на «Русскую Голгофу». Исследование публикуется по субботним дням — в пяти частях.
О маршруте Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург
Для православных верующих 2018 год является особенным: минуло сто лет со дня убиения нашего монарха, Божьего помазанника Царя Николая II и его семьи. Этому трагическому событию посвящено большое количество исследований как отечественных, так и зарубежных авторов. Но отдельного развёрнутого исследования последнего маршрута пересылки Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург до настоящего времени не было проведено. Данная статья поможет восполнить этот пробел в жизнеописании Царской семьи.
Часть четвертая
Дорога на Екатеринбург
Исходя из расчета времени в пути на Омск и обратно (около 3 часов), с учётом времени переговоров, получается, что Яковлев отсутствовал не менее 3-4 часов и на станцию Любинская смог вернуться только рано утром.
Продолжим изучение дневниковых записок Царской четы:
16/29 апреля. Понедельник.
Началась страстная седмица Великого поста.
Н II: «Утром заметили, что едем обратно. Оказалось, что Омск нас не захотел пропустить! Зато нам было свободнее, даже гуляли два раза, первый раз вдоль поезда, а второй довольно далеко в поле вместе с самим Яковлевым. Все находились в бодром настроении».
А.Ф.: «9 ¼ [часа]. Разъезд 52. Прекрасная погода. Не доехали до Омска и повернули назад.
11 ч[асов]. Снова та же самая станция, Называевская. Остальным принесли еду, я пила кофе.
12 1/6 [часа]. Станция Мас[л]янская. Остальные выходили из вагона на прогулку. Вскоре после того они опять вышли погулять, так как загорелась ось одного из вагонов, и его пришлось отцеплять».
Государыня в дневнике указала время прибытия 9 час.15 мин. на разъезд № 52, находящийся в 22 км к западу от станции Любинская, в настоящее время это разъезд Ново-Киевский Западно-Сибирской железной дороги. Отсюда можно предположить, что со станции Любинская поезд выехал не менее чем за полчаса до указанного времени.
Следующие записи в дневниках сделаны уже по прибытию в Екатеринбург.
Прибытие в Екатеринбург
В дневниках Царской четы отмечена конечная точка маршрута[1]:
17/30 апреля. Вторник.
Н II: «Тоже чудный теплый день. В 8.40 прибыли в Екатеринбург. Часа три стояли у одной станции. Происходило сильное брожение между здешними и нашими комиссарами. В конце концов одолели первые и поезд перешёл к другой – товарной станции. После полуторачасового стояния вышли из поезда. Яковлев передал нас здешнему областному комиссару, с кот[орым] мы втроём сели в мотор и поехали пустынными улицами в приготовленный для нас дом Ипатьева».
А.Ф.: «В 3 [часа] приказали выбираться из поезда. Яковл[еву] пришлось передать нас Ур[альскому] Областн[ому] Совету. Их начальник посадил нас 3-х в открытый автомобиль, нас сопровождал грузовик с вооружёнными до зубов солдатами. Ехали по окольным улицам, пока не приехали к небольшому домику [дом Ипатьева], вокруг которого был сооружён высокий деревянный забор».
В дневниках Царской четы отсутствует точное указание места высадки из поезда, но Государь Николай Александрович записал в дневнике, что поезд перешёл на товарную станцию. Такая формулировка Государя не является пустой фразой, в своё время (1893–1905 гг.) он являлся Председателем Комитета Сибирской ж. д., и с обустройством железных дорог был хорошо знаком[2]. Под товарной или грузовой станцией подразумевают станцию, на территории которой располагаются грузовые склады и сортировочные площадки, где осуществляется погрузка и выгрузка грузов, а также формирование и отправление грузовых поездов.
В 1918 году в городе Екатеринбурге существовали три железнодорожные станции: Екатеринбург-I[3], Екатеринбург-II[4], Екатеринбург-III[5], две последние станции располагались напротив друг друга, в границах современной станции Шарташ[6]. Кроме названных станций существовал товарный двор, так называемый Екатеринбург-Товарный[7], находящийся в стороне от линий движения поездов, на выделенной складской территории.
Старое фото вокзала станции Екатеринбург-I, построенного в начале ХХ века. Фото из интернета
На плане города Екатеринбурга за 1920 год отмечено месторасположение трёх станций: Екатеринбург-I, Екатеринбург-II, Екатеринбург-III. Главной станцией города являлась первая, здесь проводились все необходимые пассажирские операции, обеспечивающие прибытие и отправку поездов по всем существующим направлениям: на Пермь, Нижний Тагил, Тавду, Тюмень, Челябинск. Здесь же, в отличие от двух других городских станций, находился большой пассажирский вокзал, и это место было достаточно многолюдным. В то время от станции Екатеринбург-I в сторону станции Екатеринбург-II отходила одноколейная железнодорожная ветка, проложенная вдоль окраинной улицы Вторая Восточная (сейчас – ул. Восточная). По другую сторону линии ж. д., среди лесного массива обозначены лишь кордон, два кладбища и здание горного института[8].
Привокзальная площадь и вокзал Екатеринбург-пассажирский, май 2018 г. В центре памятник героям ВОВ (1941-1945г.г.), воинам Уральского добровольческого танкового корпуса, прозванного в народе «под Варежкой». Фото автора
Панорамный вид на станцию Екатеринбург-пассажирский. В центре: храм иконы Богородицы «Державная», слева – подземный переход на станцию метро «Уральская». На заднем плане старый вокзал, багажное отделение и станционные пассажирские платформы. Апрель 2018 г. Фото автора
Станции Екатеринбург-II и Екатеринбург-III принадлежали разным железным дорогам. Перед этими станциями, в районе ул. Восточная – Энгельса одноколейная линия ж. д. раздваивалась, далее их главные пути шли параллельно друг другу на расстоянии 70 саженей (150 метров)[9].
Вокзалы на станциях Екатеринбург-II и Екатеринбург-III проектом не предусматривались, хотя служебные станционные здания имелись. В межстанционном внутреннем разрыве располагался парк товарной станции, на путях которой формировались и стояли грузовые поезда. Кроме этого, вблизи станции располагались угольные склады. В те годы это была малолюдная окраина города, рядом со станцией Екатеринбург-II на плане города отмечены два кладбища – Спасское и Австрийское. Жилой сектор города находился в отдалении, на улице Вторая Восточная. От города к станции Екатеринбург-II существовал автогужевой подъезд, являвшийся продолжением Сибирского проспекта (ныне – ул. Куйбышева). Со стороны ст. Екатеринбург-III на расстоянии около 5 км, на берегу одноименного озера находилось село Шарташ[10].
В 1919 году после объединения двух железных дорог в одну – Пермскую ж. д., станции объединили с названием Екатеринбург-II. В 1922 году, ещё до переименования города в Свердловск, станция Екатеринбург-II была названа Сибирской (по названию прилегающего Сибирского кордона). В 1925 году её переименовали в станцию Шарта́ш, и находится в 4 километрах от главной станции Екатеринбург-Пассажирский.
Екатеринбург. Обратная (восточная) сторона станции Шарташ, в 1918 г. на этой стороне находилась станция Екатеринбург-III. Напротив, через ж. д. пути видна металло-черепичная крыша старого здания станции Екатеринбург-II. Апрель 2018 г. Фото автора
Существует несколько версий о месте высадки Царской семьи в Екатеринбурге. Они основаны на воспоминаниях большевиков, в той или иной мере связанных с доставкой Царской семьи на Урал:
1. Комиссар В.В. Яковлев[11] в своих воспоминаниях указал, что вначале приехали на станцию Екатеринбург-I, затем переехали на Екатеринбург-II.
2. Шофёр П.Т. Самохвалов[12] на допросе показал следователю Н.А. Соколову, что в назначенное время автомобили были поданы к дому Ипатьева; забрав оттуда комиссаров Голощёкина и Авдеева, машины поехали на станцию Екатеринбург-I. На этой станции Голощёкин узнал, что поезда с царём уже нет, тогда они поехали на ст. Екатеринбург-II. «Там мы подъехали на машинах к одному месту, где стоял вагон первого класса, окружённый солдатами». Царскую чету и Великую княжну Марию посадили в его машину и повезли в дом Ипатьева.
3. Большевик П.М. Матвеев[13], участвующий в сопровождении Государя Николая II, также указал, что поезд со ст. Екатеринбург-I вернулся обратно на ст. Екатеринбург-II.
4. А.Д. Авдеев, сопровождавший Яковлева как представитель Уралсовета, пишет иначе: «Поезд наш был остановлен на товарной станции Екатеринбург-III, не доезжая двух вёрст до главного вокзала»[14].
Утверждение Авдеева сразу же вызывает сомнение у всех, кто хоть как-то знаком с планом расположения названных станций в Екатеринбурге. Откуда взято расстояние в две версты – большой вопрос, в действительности же расстояние между станциями Екатеринбург-I и Екатеринбург-II (Екатеринбург-III) около четырёх вёрст. Несмотря на такую очевидную неточность, в дальнейшем показания Авдеева отдельными авторами стали использоваться в качестве достоверного и единственно правильного источника. К примеру, профессор УрГУ Г.Б. Зайцев[15] исходя из этого утверждения указал, что высадка произошла в районе пересечения улиц Восточная – Шарташская (бывшая ул. Харитоновская). Но в то время это был однопутный участок железной дороги, и в том месте даже остановочной площадки не было. Поезд там никак не мог остановиться на долгое время, как это нам известно из дневника Царя Николая II.
Об ошибочности версии о высадке Царской семьи на месте пересечения улиц Восточная – Шевченко говорится в статье А.М. Верховского[16].
Екатеринбург. Вид автомобильного и пешеходного мостов на пересечение улиц Восточная – Шевченко, по центру за мостами – храм «Порт-Артурской» иконы Пресвятой Богородицы. Участок железнодорожных путей между станциями Екатеринбург-пассажирский и Шарташ. Апрель 2018 г. Фото автора
Своё мнение к версии Г.Б. Зайцева высказали также екатеринбургские краеведы В.В. Шитов и Н.Б. Неуймин. Они сделали аргументированный вывод, что версия о высадке Царской семьи на месте пересечения улиц Восточная – Шевченко (бывшая ул. Харитоновская) ошибочна[17]. Однако далее они пишут: «Автомобили выехали со станции Екатеринбург-III через переезд у развилки железнодорожных путей на ул. Восточная, затем на Покровский проспект (ныне ул. Малышева), спустившись вниз до католического костёла, повернули направо и по Вознесенскому проспекту прибыли к дому инженера Ипатьева»[18]. Свою версию о месте высадки и доставки Царской семьи в Ипатьевский дом они не подтвердили ссылками на документы или свидетелей, поэтому их гипотеза также звучит неубедительно. Таким образом, Шитов и Неуймин опровергают одну ошибку, но допускают другую – не менее значимую.
После анализа сведений о прибытии Царской семьи в Екатеринбург из различных источников и документов наиболее реальной представляется следующая версия.
Екатеринбург, станция Шарташ. Выход к пригородным электропоездам со стороны улицы Куйбышева. В центре – поклонный Крест на месте планируемого строительства храма иконы Богородицы «Валаамская». Апрель 2018 г. Фото автора
Поезд с Царской семьёй утром прибыл на станцию Екатеринбург-I, но высаживать здесь никого не стали. После продолжительной стоянки в 12 часов дня поезд отправили в сторону предыдущей станции Екатеринбург-II. Это было сделано из соображения конспирации, чтобы не привлекать излишнего внимания местных жителей. Царский поезд был отправлен на малолюдную грузовую станцию на окраине города, где и был поставлен на один из станционных путей грузового парка, между станциями Екатеринбург-II и Екатеринбург-III.
На станции Екатеринбург-II и произошла передача Яковлевым арестованных Царственных узников большевикам, под расписку председателя Уралсовета А.Г. Белобородова и члена областного исполнительного комитета Б.В. Дидковского. При передаче присутствовали также большевики И.И. Голощёкин и А.Д. Авдеев[19]. В дом инженера Ипатьева Царскую семью доставили около 15 часов дня.
От дома тобольского генерал-губернатора до екатеринбургского дома инженера Ипатьева, переименованных большевиками в «дом свободы» и «дом особого назначения», за 4,5 суток Царственные узники проделали 1700-километровый Крестный путь. Эти дни, с 26 по 30 апреля в 1918 года, пришлись на конец Великого поста.
Старый Екатеринбург. «Дом Ипатьева» на Вознесенской улице. В 1918 году был приобретён инженером Н.Ипатьевым, в том же году дом большевиками был конфискован для содержания Царской семьи. В г. Свердловске это был угол улиц Карла Либкнехта и Клары Цеткин. В советский период в доме располагался музей Революции (1927 – 1932). В 1977 г. был разрушен по решению Политбюро; решение выполнил 1 секретарь обкома КПСС Б.Н. Ельцин. В 2003 г. на месте разрушенного «дома Ипатьева» был возведён величественный храм-на-Крови.
Продолжение следует.
Смотрите также:
Юрий Бастылев. О маршруте Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург. Часть первая
Юрий Бастылев. О маршруте Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург. Часть вторая
Юрий Бастылев. О маршруте Царской семьи из Тобольска в Екатеринбург. Часть третья
[1] Записи дневника Государыни дополняют дневник Государя в части указания поломок в пути. При поездке конным поездом ею отмечены случаи поломки колёс и повозок. На поезде отмечен факт загорания буксы колёс (после ст. Маслянская), что было достаточно частым явлением. В публикациях тех лет встречаются описания подобных диверсий на железнодорожном транспорте. Злоумышленник мог легко открыть крышку буксы и насыпать вовнутрь песок. Из-за усиления трения баббит подшипника выплавлялся, смазочный элемент и масло в буксе загорались, что приводило к железнодорожной аварии.
[2] Ремнев А.В., Ус Л.Б. Комитет Сибирской железной дороги (КСЖД) // Историческая энциклопедия Сибири // URL: http://irkipedia.ru/content/komitet_sibirskoy_zheleznoy_dorogi_kszhd_istoricheskaya _enciklopediya_sibiri_2009.
[3] Станция Екатеринбург-I построена в 1878 году, на тот период являлась конечной на линии Горнозаводской железной дороги (затем Пермской ж. д.). В настоящее время это станция Екатеринбург-Пассажирский.
[4] Станция Екатеринбург-II появилась с началом постройки в 1885 г. участка железной дороги Екатеринбург – Тюмень (Пермской ж. д.). После завершения в 1913 г. строительства железной дороги Тюмень – Омск это направление стало северным ходом Транссиба. В 1896 г. была построена железная дорога Екатеринбург – Челябинск, так появилось южное направление.
[5] Станция Екатеринбург-III появилась не ранее 1912 г. с началом строительства ж. д. ветки на Тавду и первоначально относилась к частной Северо-Восточной Уральской ж. д. Линия была официально открыта в феврале 1917 г.
[6] Давыдова Л.А., Ильин Ю.И. и др. Создание Великого Сибирского пути. Т. 2. // Под общ. ред. Ю.Л. Ильина. — СПб, 2005. — С. 125-126.
[7] Станция Екатеринбург-Товарный основана в 1906 году и находилась в 1 км южнее от станции Екатеринбург-I, на территории, примыкающей к ул. Челюскинцев (бывшая ул. Северная). Это была товарная станция со складскими помещениями, где производилась погрузка-выгрузка вагонов. Является действующей.
[8] См. об истории строительства первого здания Горного института: https://art-oleg.blogspot.ru/2013/12/blog-post20.html. В 1916 г. по проекту петербургских архитекторов братьев А. и Е. Бернардацци в зоне отдыха екатеринбуржцев – Зеленой роще – началось строительство зданий Горного института. 27 января 1917 г. он был переименован в Уральский горный институт Императора Николая II. После революции строительство было заброшено.
[9] Дело по рассмотрению вопроса о постройке железнодорожной линии Казань-Екатеринбург. 29.09.1910 – 04.02.1916 гг. (ГАСО. Ф. 62, Оп. 1. Л. 281).
[10] В конце 1920-х годов началось строительство новых восточных районов города, таких как Пионерский посёлок; с созданием УПИ появился район Втузгородок.
[11] Воспоминания В.В. Яковлева (Стоянович-Мячин, «Антон») «Перевозка Николая Романова из Тобольска в Екатеринбург». (ГАРФ. Ф. 601. Оп. 2. Д. 31. Лл. 26-73, 75-81 об.).
[12] Соколов Н.А. Убийство Царской семьи. — М, 1991. — С. 146-147.
[13] Быков П.М. Последние дни Романовых. Изд. 3-е, доп. — Свердловск, 1990. — С. 77.
[14] Последние дни Романовых. Документы, материалы следствия, дневники, версии. — Свердловск, 1991. — С. 91.
[15] Зайцев Г.Б. Романовы в Екатеринбурге. — Екатеринбург, 1998. — С. 12-19.
[16] Верховский А.М. Там ли установлен поклонный крест? // URL: http://царская-дорога1918.рф/a-m-verhovskij/trudy/tam-li-ustanovlen-poklonnyj-krest.
[17] Шитов В.В., Неуймин Н.Б. К вопросу о прибытии Царской cемьи в Екатеринбург 30 апреля 1918 г. // Десятые Романовские чтения: 17–19 июля 2006 г. – Екатеринбург, 2007. — C. 71–72.
[18] Там же, с. 74.
[19] Этот исторический факт запечатлён на известной картине «Передача семьи Романовых Уралсовету», написанной по заказу уральских большевиков художником В.Н. Пчелиным в 1927 году. В настоящее время картина хранится в фондах Музея истории Екатеринбурга. (https://newdaynews.ru/ekb/579494.html).