4 сентября исполнилось ровно 100 лет со дня мученической кончины графини Анастасии Васильевны Гендриковой, личной фрейлины императрицы Александры Феодоровны. В этот день в храмах Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря была совершена совершена лития.
— Сегодня исполняется ровно 100 лет со дня мученической кончины Анастасии Васильевны Гендриковой, личной фрейлины Императрицы Александры Феодоровны. Она была убита большевиками в Перми 4 сентября 1918 года. Анастасия Васильевна отличалась глубоким благочестием, благородством, самоотвержением и в самых трудных обстоятельствах сохраняла упование на Бога. В нашей митрополии собирают материалы на прославление Анастасии Гендриковой в лике святых. И мы сегодня почтим ее память, послужим литию, помолимся о ней, а она помолится о нас перед престолом Божиим, — сказал в своем слове проповеди священнослужитель, совершивший литию.
Графиня Анастасия Васильевна Гендрикова родилась в 1888 году. Хотя Анастасия Васильевна принадлежала к высшему свету, она с ранней юности отличалась простотой в образе жизни, одевалась очень скромно, даже старомодно и, в отличие от большинства знатных девушек, никогда не участвовала в балах и развлечениях.
В юности графиня Гендрикова стала личной фрейлиной императрицы. И императрица, и великие княжны, и придворные любили ее за доброту, приветливость, кротость, простоту и открытость в общении.
В феврале 1917 года графиня Гендрикова, по настоянию императрицы, поехала к тяжело больной сестре в Кисловодск, но едва приехав туда, узнала о том, что государь вынужден был оставить престол. И тогда Анастасия Васильевна спешно выехала обратно в Царское Село. Известно, что в то время большинство придворных и слуг под разными предлогами, наоборот, старались покинуть Царскую семью, в основном все заботились только о своем благополучии. Анастасия Васильевна вполне могла остаться в безопасности в Кисловодске, но она, в отличие от других придворных, преодолела все препятствия и вернулась к Царской семье. Через несколько часов после того, как она приехала в Александровский дворец, он стал тюрьмой для всех, кто добровольно пожелал в нем остаться. Она ясно понимала, что ее может ждать, но записала в тот вечер в своем дневнике: «Слава Богу, я успела приехать вовремя, чтобы быть с ними». Ее присутствие было для царственных узников большой поддержкой. Всегда радостная, кроткая, улыбающаяся, она поднимала настроение всем.
Анастасия Васильевна последовала за Царской семьей и в Тобольск. Перед отъездом она записала в дневнике: «Я не могу уехать отсюда, не возблагодаривши Бога за тот чудный мир и силу, которую Он посылал мне и поддерживал меня за все эти почти пять месяцев ареста. Я закрываю глаза, отдаюсь всецело, без сомнений, вопросов или ропота в руки Божьи с доверием и любовью».
В мае 1918 года Анастасия Васильевна приехала в Екатеринбург вместе с Царскими детьми. Но в Ипатьевский дом ее не допустили, а заключили в тюрьму, хотя она и была в то время больна аппендицитом. Затем она была переведена в Пермскую тюрьму. Анастасия Васильевна и там много молилась и старалась сохранять бодрость, хотя и была изнурена болезнями и тяготами заключения.
В ночь на 4 сентября 1918 года графиню Гендрикову разбудили и с группой заключенных увели за город, где они были убиты. Только через несколько месяцев, уже после прихода белых, тела убитых были обнаружены, и Анастасия Гендрикова была похоронена на кладбище в Перми.