По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

24 июля 2018

Солисты Большого театра из Узбекистана выступили с громким успехом на фестивале «Царские дни»

В четвёртый раз группа солистов Государственного Большого театра имени Алишера Навои из Узбекистана под руководством ведущего режиссера театра, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима, приняла участие в XVII Международном фестивале «Царские дни». И снова с большим успехом выступила в концертном зале духовно-просветительского центра «Царский».

Автор композиции, режиссер и ведущий Андрей Слоним в союзе с музыкальным руководителем и концертмейстером Людмилой Слоним – задумали и подготовили совершенно новую и особую программу. Исполнителями ее стали две ведущие солистки театра – лауреаты Международных конкурсов Анастасия Юдина (меццо-сопрано) и Рада Смирных (контральто). Участие в композиции двух разных, но близких по звучанию тембров голосов – в исполнительской практике встречается довольно редко. Композиция предстала совершенно новой, необычной по содержанию и форме.

Главной задачей этого замысла было, отдав дань горечи события – раскрыть светлый и утонченный мир души Царской семьи, ее грёзы, устремлений. Пожалуй, практически в каждой своей черте замысел вечера-композиции воплощал весомость творческих связей Ташкента и Екатеринбурга, Узбекистана и России. В истоках замысла — глубокое уважение узбекистанцев к основам и истокам русской истории и культуры. Стоит начать хотя бы с символического названия вечера «Пошли нам, Господи, терпенья…». Как известно, это пронзительное стихотворение русского поэта Сергея Бехтеева было адресовано Царской семье в период ее заточения в Сибири – это стихотворение было найдено в бумагах Царских дочерей. Но еще неожиданнее факт нахождения в бумагах дочерей Николая II нот романса, написанных неизвестным композитором на эти стихи. Во время прошлогоднего выступления артистов из Узбекистана в Екатеринбурге им была подарена копия нот этого романса, который нигде не исполнялся. И они усмотрели в этом и яркий и важный номер открытия вечера, и напоминание многим народам и странам о горестных перипетиях неумолимого ХХ столетия. Трагический смысл этого романса, с необыкновенной экспрессией переданный Анастасией Юдиной – стал не только прологом вечера, но и своеобразным музыкальным «эпиграфом» к нему.

А далее волею автора программы и постановщика, а также – музыкального руководителя был исполнен целый ряд светских произведений, несущих высокую духовность. Рада Смирных светло и доверительно донесла до замершего в тишине зала утонченный смысл великой миниатюры П. Чайковского «Мой гений, мой ангел, мой друг…» (на стихи А. Фета). В многообразии песенных сочинений нашего современника Евгения Крылатова отыскался его духовный романс поразительной очищающей силы –«Спаси и сохрани…». Его преподнесла зрительскому сознанию Анастасия Юдина с особой доверительностью и открытостью устремленной ввысь души.

Рада Смирных исполнила известную «Легенду» П. И. Чайковского на стихи А.Плещеева как дань всем жертвам «железного» ХХ века – и глубина ее исполнения вновь покорила слушателей. Затем, в смене настроений, в законе контраста – трепетно и порывисто прозвучал романс «Колокольчики мои…» в исполнении Анастасии Юдиной – и опять он связался и с судьбами, и с грезами, и с неудержимым бегом дней жизни… Как нерушимые устои основ русской былинности, как дань радостям бытия – прозвучал в ее же трактовке и глинковский романс «Дивный терем стоит…».

Как и все прошлые композиции узбекистанцев – спектакль-концерт «Пошли нам, Господи, терпенья…» преподнёс и своеобразные сюрпризы. Нераздельно связанным с образами царских дочерей предстал и специально подготовленный романс-дуэт «Сирень». Композитор Вадим Биберган стилистически точно связал этот свой романс с эпохой, с полетом грез, со стихами А.Блока – и в известном фильме «Романовы. Венценосная семья» этот романс прозвучал за кадром. А в памятном концерте этот дуэт озаренно и лучезарно воплотили Анастасия Юдина в ансамбле с Радой Смирных – и снова сплелись воедино и номера, и порывы, и души…

Второй екатеринбургской премьерой предстал новый романс композитора Людмилы Слоним на стихи Евгения Евтушенко «Идут белые снеги…». Уже прозвучавший ранее в Ташкенте, в Москве – этот романс в Екатеринбурге встретился с новым слушателем – и был понят и принят. Полный философских размышлений о смысле бытия, смерти и бессмертии, бесконечной любви к Родине – он в чутком и утонченном исполнении Рады Смирных также тепло и органично вплелся в ткань вечера и и получил высокую оценку зала.

А третьим сюрпризом программы стала старинная французская песня менестрелей в композиторской обработке Людмилы Слоним. Известная по версии из «Детского альбома» П. И. Чайковского, звучащая в его же опере «Орлеанская дева» — эта песня в новой транскрипции и в тексте неизвестного автора получила в исполнении Анастасии Юдиной почти притчевую окраску. И образы трех братьев, отправившихся в разные стороны света в поисках счастья, и облик их одинокой сестры – и их возвращение в поздние годы жизни на Родину с осознанием, что Отчизна – и есть величайшее счастье! – на редкость внятно соединилась со всем идейным звучанием всего вечера.

И вновь зрительскому вниманию предстали контрасты. Вспомнив о любви Царственных сестер к домашним спектаклям, об особой утонченности их юмора, постановщик и участники вечера внесли в программу и изящно-задорный, обаятельный «Черный веер» П. Сарасате в блистательном воплощении Рады Смирных, и шуточный романс-представление «Да!» или – «Нет!» на музыку А. Чернявского. Этот романс-действо озорно и остро разыграли Рада Смирных, и сам постановщик и ведущий вечера Андрей Слоним, вызвав восторженную оценку зала.

Новый пласт обаяния, жизнелюбия, озорства внесла в канву вечера Анастасия Юдина, вдохновенно, обаятельно и задорно исполнив замечательную русскую песню «Чернобровый, черноокий…», вызвав большой взрыв эмоций у зрителей. Стоит сказать, что минувшей весной в далеком Калининграде прошел Международный конкурс имени Людмилы Зыкиной. И Анастасия Юдина, поехав на этот конкурс с яркой программой, выступила там весьма достойно – и была удостоена ПЕРВОЙ премии!

Своеобразие воплотилось и в финальном номере вечера-композиции. Известнейшую и любимую песню «Эхо Любви» композитора Е. Птичкина на стихи Р. Рождественского – постановщик и исполнители воплотили как трогательный реквием всем жертвам мятежного ХХ века. И в необыкновенно пронзительном и нежном исполнении Анастасией Юдиной и Радой Смирных этого дуэта — казалось, что прощаются перед неотвратимой разлукой навеки юные царственные сестры, что в последний раз говорят самые главные слова те, кто перед неотвратимыми перипетиями столетия на грани Бытия остался верен высшему человеческому смыслу и значению. После окончания концерта многие из зрителей признались, что во время исполнения многих номеров они ощущали «мурашки», и горло сжималось от сопереживания…

Нельзя не сказать особо и о творчестве музыкального руководителя, концертмейстера и композитора Людмилы Слоним. Тщательно отработав с солистками каждый нюанс этой непростой и разнообразной программы, она с удивительной точностью и тонкостью выносила музыкальную драматургию каждого романса. Ее исполнение было контрастным, драматичным, высоко ансамблевым – в каждый момент нюанс солиста и дыхание эмоций было единым, трепетным и многообразным. Ее авторский романс «Идут белые снеги…», как и все другие номера композиции – был исполнен «на высоте полета» чувства, с полнейшей самоотдачей. Единение ансамбля было мощным – и тонким, и каждый нюанс улавливался залом.

Краткие преамбулы Андрея Слонима к каждому номеру вводили в мир действия, обращали внимание на главное. Как и ранее – в его экспрессивном исполнении прозвучали и стихотворения. Большое впечатление оставил «диптих» Александра Блока – «Все ли спокойно в народе?» и «В голубой далекой спаленке…» — тесно связанный и с обликом «железного века», и с темой вечера. Прозвучали и авторские стихи Андрея Слонима – как и написанные специально и исполненные в Екатеринбурге впервые «Век скорби», «Ветер», «Храм на крови», и даже родившееся В ДЕНЬ КОНЦЕРТА новое стихотворение «Их голоса…» (посвященное образам детей императора), и «Царский рояль», и шуточный, контрастно-ироничный пролог к вокальной миниатюре «Да!» — или «Нет!». Каждое стихотворное выступление было горячо принято зрителями, а в финале искусствовед и поэт Елена Захарова в числе многих зрителей горячо благодарила ташкентскую группу за верность Слову, подлинной культуре, за сохранение на своей Родине основ высоты истинной русской культуры.

В ответ Андрей Слоним сказал о том, что Узбекистан и Россию издревле роднит устремленность к высокому гуманизму, утонченности человеческого духа.

Стоит добавить, что доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН Владимир Михайлович Лавров очень высоко оценил исполнительское мастерство певиц из Узбекистана и высокий уровень композиции.

Б. РАХИМОВ

kultura.uz