По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

14 июля 2018

14 июля – день памяти священника Екатеринбургской епархии Аркадия Гаряева

Аркадий Гаряев родился 16 января 1878 года в Верхне-Туринске в семье священника Николая Алексеевича Гаряева, который служил в храме Святителя Николая Чудотворца Верхне-Туринского завода, и жены его, Марии Ивановны. В семье, отличавшейся глубокой верой и благочестием, было семеро детей: Мария, Анна, Елизавета, Аркадий, Ксения, Зинаида, Виктор. 

В десять лет Аркадий поступил в Екатеринбургское духовное училище. Закончив училище в 1895 году, поступил в Пермскую духовную семинарию, но через полтора года ушел оттуда, как значится в документах, «по болезни».

30 июня 1897 года Аркадий Гаряев стал служить псаломщиком в селе Покровском Екатеринбургского уезда при Покрово-Богородицкой церкви. 14 марта 1898 года он был переведен на должность псаломщика в Свято-Троицкую церковь Каменского завода Камышловского уезда, а через год, 8 июля 1899 года, был посвящен в стихарь.

Здесь, в Каменском заводе, Аркадий Николаевич женился на Агриппине Евгеньевне, которая 25 мая 1903 года подарила ему первенца. Сына назвали Михаилом, а 10 марта 1905 года у них родился второй сын — Николай.

В 1905 году 10 апреля в Крестовоздвиженской церкви Екатеринбурга состоялось рукоположение Аркадия Гаряева в сан диакона. Рукополагал его епископ Екатеринбургский и Ирбитский Владимир (Соколовский-Автономов). Отца Аркадия оставили служить в Свято-Троицкой церкви Каменского завода на той же должности псаломщика.

В 1906 году Аркадий Николаевич был определен законоучителем в земское училище в деревню Ново-Заводскую в пяти километрах от Каменского завода. В 1907 году священнослужитель был рукоположен в сан иерея и определен на службу в церковь Петра и Павла села Петропавловского. Здесь он продолжил преподавать Закон Божий в местном земском училище и начал миссионерскую деятельность по просвещению вогул.

В Петропавловском селе отец Аркадий прослужил два года, а 21 декабря 1909 года из Екатеринбургской Духовной Консистории пришел приказ о его переводе на должность священника походной церкви.

Походная церковь — особенность Богословского округа. За двадцать лет до служения отца Аркадия благочинный 5-го округа Верхотурского уезда сообщил епархиальному начальству о крайней необходимости для округа, занимающего пространство в тридцать тысяч квадратных верст, иметь разъездной походный причт, который бы помогал духовно окормлять разбросанное по рудникам и приискам население края. В донесении указывалось, что рабочие приисков, живя вдали от храмов Божиих, лишены возможности удовлетворять религиозные потребности, они остаются без пастырского надзора, по целым годам не слыша слова Божия.

В ответ на это донесение епархиальное начальство стало ходатайствовать перед Святейшим Синодом об открытии походного штата на севере Верхотурского края. Это ходатайство увенчалось успехом. Местный комитет Православного миссионерского общества соорудил походный храм, который был передан в распоряжение походного причта с тем, чтобы он совершал разъезды по северу Верхотурского уезда и не оставлял без своего попечения тот десяток вогульских юрт, который еще сохранился на Лозьве.

Отец Аркадий вступил в должность походного священника 18 января 1910 года и 25 января совершил свое первое служение. Походный храм установили в часовне деревни Денежкиной по случаю праздника в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

Комитет Православного Миссионерского Общества не смог долго оказывать материальную помощь молодому священнику и его походной церкви. Причиной тому стал неурожай трав и хлебов в 1911 году, сильно подорвавший экономическое положение крестьян и ставший причиной уменьшения денежных поступлений в Комитет.

Перестав получать какую-либо поддержку от Комитета для своей деятельности, отец Аркадий подал прошение о переводе, и 3 октября 1912 года был переведен в церковь Никито-Ивдельского села Верхотурского уезда.

После ухода Аркадия Николаевича с должности священника походной церкви миссионерская работа ее начала стремительно угасать, а с 1915 года совсем прекратилась. Отец же Аркадий не оставил своих подопечных, давая им приют у себя в квартире во время их приездов в Никито-Ивдель. Его двор в 1913 году часто служил местом стоянки вогулов, а вместе с тем и аудиторией для бесед с ними.

27 февраля 1914 года отец Аркадий был переведен священником Свято-Николаевского храма в село Боровское Камышловского уезда. Это село стало последним местом его служения.

В июле 1918 года был подписан приказ о создании полка, получившего впоследствии название «Красные орлы». Характерной особенностью его стал особый почерк: часто бойцы его не расстреливали своих жертв, а рубили шашками или насаживали на штыки, заставляя мучиться при кончине. Кроме отрядов местной бедноты и дезертировавших с фронта солдат, в полк входили военные отряды китайцев и мадьяр.

1/14 июля того же года священник проводил венчание двух пар молодоженов. Троекратно обводя вокруг аналоя венчающихся, священник по обычаю пел, прославляя святых мучеников. В торжественные минуты Таинства он воздавал Богу хвалебную песнь.

Звон церковных колоколов привлек внимание банды мадьяр, они ворвались в храм. Обвинив священника в контрреволюционной деятельности, красноармейцы отвели его к большим оврагам (ныне это место называется Поповскими ямами) и там заставили рыть себе могилу. После того, как могила была вырыта глубиною лишь поларшина, отец Аркадий по приказанию убийц лег в нее вниз лицом и тут же был проколот шестью штыками.

Хоронить отца Аркадия красноармейцы запретили и велели отнести в падинник — место, куда сбрасывали падший скот; там его и положили, прикрыв ветками. Некоторое время спустя четыре пожилые прихожанки взяли тело священномученика. Его похоронили в церковной ограде, в склепе за алтарем Свято-Николаевского храма. Отпевание и погребение совершилось после прихода белогвардейцев, торжественно, в присутствии всего местного духовенства.

Решением Священного Синода в 2002 году отец Аркадий Гаряев был причислен к Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской; в 2010 году – в Соборе Екатеринбургских святых. 

В июне 2007 года были обретены его святые мощи, которые ныне почивают в монастыре Похвалы Божией Матери, расположенном в селе Боровском.